Найти в Дзене

Поселок городского типа "Лесково" (часть 5/2).

Бабушка всегда считала ниже своего достоинства устраивать публичную выволочку, что являлось обычным делом в селе и первым развлечением для односельчан. Дедушка рассказывал не раз, что полюбил бабушку за то, что «всех девок щелкал, как семечки. А она – гордая ходила. Ну, и красивая была, работящая. Как это так?! Нужно добиться».

Бабушка и вправду была красивой в молодости. Дом она содержала в идеальном порядке и готовила по-деревенски много и с душой. Ее щи еще ни маме, ни мне не удалось превзойти.

Дедушка тоже хвалил ее стряпню, хотя сам в смысле еды был совершенно неприхотливым.

В деревне многие держали свиней. К свиньям относились бережно.

Я помню, как-то приезжала в деревню зимой маленькая. А бабушке выдали двух новорожденных поросят в качестве премии. Зимой в сарайке малыши замерзнут, и она взяла их в квартиру.

Ночь. Все спят. Вдруг забили часы с кукушкой. Поросята испугались, взвизгнули и понеслись по квартире, опрокинув миску с молоком. Пес Муха подскочил и залаял. Мы все проснулись и ловили поросят, пытаясь успокоить их, потом ловили Муху, а затем пытались успокоиться сами.

Так вот, свиней кормили не отходами, а специально сваренным супом. Туда шли сухари из хлеба, которые сушили и хранили в холщовых (чтобы не задохнулись) мешках на балконе, перловая крупа, трава или ботва от свеклы, мытая картошка в кожуре, морковь…

На плите стояло две кастрюли равных по объему. В одной был суп для свиней. Другая – для нас. Дедушка пришел с работы, помыл мазутные руки, отрезал краюху хлеба, налил полную большую миску горячего еще супа и с аппетитом ее ел, причмокивая.

На кухню зашла бабушка, и случилось то, чего раньше никогда не случалось. Дед пожаловался на суп: «Лидя, что-то овощи-то в супе жестковаты. А так суп хороший, Лидя, хороший...»

Когда бабушка посмотрела в тарелку, на остатки того, что доедал дедушка, она согнулась пополам и стала хохотать. До слез. Мы - тоже.

Дедушка ел хрюшкин суп!

Дедушка уезжал куда-то на работу – куда не помню, кем он работал – я тоже не помню. Их отвозила на работу машина. Он всегда собирал разноцветных жучков, который бились в дороге о лобовое стекло, и приносил их после мне. В коллекцию.

Каких только жучков у меня не было: и переливчато-зеленые, и блестящие коричневые, и мерцающие синие. Круглые, длинные, каплеобразные, маленькие и большие… И бабочки!

Дедушка ходил в лес за грибами, за ягодами, ловил рыбу на речке – как все мужики в селе.

Любил играть в домино и в карты (кому же еще, как не дедушке, обучить внучку резаться в «дурака») – как все мужики в селе.

А еще он играл в шахматы – уже не как все мужики в селе.

Вот таким он был – дедушка Толя – с одной стороны, как все, с другой – исключительным.

Я жалею, что не расспросила его о том, кем были его родители, как и где они жили. Про историю знакомства с бабушкой. И еще много о чем.

В наследство дедушка оставил нам чувство юмора, жизненный задор и любовь к музыке и танцам :)))