Найти тему
6000 миль до Голливуда

Семейка на выживании

Оглавление

(Sabaibaru famiri, 2016, Япония)

Не подумайте ничего криминального. Это просто милое интеллигентное семейство ловит бродячую свинью после сорокадневной голодовки.
Не подумайте ничего криминального. Это просто милое интеллигентное семейство ловит бродячую свинью после сорокадневной голодовки.

Однажды в Японию пришёл конец света. И не ушёл. Сначала куда-то пропало электричество, вплоть до того, что разрядились все батарейки, а генераторы перестали давать искру. Эта катастрофа неминуемо повлекла за собой вторую: вырубились связь и Интернет, остановился транспорт, в водопроводных участках отключились насосы. А потом наступил и вовсе сущий кошмар для трудоголиков-японцев - их отправили в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Но что ждало их дома? Правильно, махровое, по их меркам, средневековье: ужин всухомятку при свечах, погасшие телевизоры, походы с ведром на ближайшую водостанцию и ручной слив в унитазе из того же самого ведра. Правда, кое у кого имелись в запасе газовые плиты, но при таком спросе на газ он уже через неделю стал дефицитом. А когда вдобавок ко всем бедам в городах иссякли запасы питьевой воды...
Короче говоря, едва терпение "самураев" лопнуло, как в ту же ночь они решили перейти границу... своего мегаполиса и отправились искать спасение в сельской местности. Либо пешком, либо на велосипедах, на которые, к счастью, электроапокалипсис не распространялся...

Когда в 2005-м я описывал похожую ситуацию в своей книге "Повод для паники" , мне и в голову не приходило, что подобный сюжет можно будет впихнуть в антураж не далекого будущего, а в нашу мегаполисную действительность. Причем не абы в чью, а в реалии страны, одного из лидеров в области электронных и цифровых технологий. Что как бы подразумевает наличие у большинства её граждан хорошего образования. В теории, по крайней мере. Но нет, по мнению режиссера/сценариста Синобу Ягути, обычная японская семья интеллигентов в описанной выше ситуации будет "тупить" так, словно никто в ней даже в средней школе не учился. Понятно, что Ягути тоже во многом иронизирует: перегибает краски и сгущает палку. Но сам факт, что ему на ум приходит образ современника, не знающего, что в самолетах тоже есть электроника (!), что можно пройти через тёмный тоннель, держась за одну из его стен, и что, глотнув воды из грязной речки, ты подхватишь дизентерию, наводит на удручающие раздумья.

Что ни говори, а вегетарианцев этот фильм грозит затроллитть аж до нервного срыва.
Что ни говори, а вегетарианцев этот фильм грозит затроллитть аж до нервного срыва.

Итак, просидев в обесточенном Токио пару недель, отважное семейство Кохината - мама, папа, сын-студент и дочка-старшеклассница, - решили бросить всё и драпать из этого ада на юг, в Кагосиму. Туда, где на берегу моря живет их дедушка-рыбак и где якобы много вкусной еды и чистой воды. Чем они и занимаются оставшиеся полтора часа фильма. И вот тут, если вы готовитесь увидеть душераздирающее мытарство героев по дичающей стране, вас ждёт разочарование. Постапокалипсис на островах Восходящего Солнца, по версии Ягути, будет выглядеть, мягко говоря, сказочно. А твёрдо говоря, загадочный блэкаут по сравнению с его последствиями станет в итоге наименьшей здешней странностью.

Начать с того, что в этой кино-Японии начисто отсутствует какая-либо власть. Её чрезвычайные представители не ходят по улицам, не дают гражданам инструкций, не разъясняют обстановку, не организуют подвоз воды (на гужевой или человеческой тяге) и НИКАК не обеспечивают охрану уличного порядка. Полицию нам покажут лишь один раз мимоходом, солдат - тоже. И при этом даже спустя месяцы в стране нет разгула бандитизма, мародерства и вандализма. Никто не грабит, не громит и не жжет магазины, хотя они стоят без надзора со всё ещё разложенными на полках, товарами второй необходимости (всё жизненно важное было японцами аккуратно, с извинениями, разобрано). Уличных торговцев водой и овощами тоже никто не охраняет и те продают свой товар по заломленным кризисным ценам, не боясь остаться в итоге без него и с проломленной головой.

"Вискас" - лучшая пища для постапокалиптического велосипедиста.
"Вискас" - лучшая пища для постапокалиптического велосипедиста.

А дальше ещё страньше: куда-то начинают пропадать сами люди, что толпами бегут из городов в сёла и на природу. Бегут - и тут же растворяются бесследно, ведь куда бы ни заехала на своих "великах" семейка Кохината, повсюду её ждут одни лишь пустынные пейзажи. Настолько безлюдные, что когда в кадре вдруг появляется некто посторонний, зритель аж вздрагивает: ух ты, блин, гляньте-ка - оказывается, не все 130 миллионов японцев утопились в океане от голода и безнадёги!

***

В общем, на вид абсолютно дурацкий, но всё равно, по-своему симпатичный постапокалипсис из Японии. Кабы не пронизывающая его насквозь ирония, которая частично компенсирует отсутствие сюжетной логики, я костерил бы картину Ягути и в хвост, и в гриву. Но он, хитрец, так ловко балансирует на грани пародии и абсурда, что любая серьезная критика в его адрес звучала бы попросту глупо. Поэтому именно в таком ракурсе данное кино и надо воспринимать. И смотреть его надо с доброй, снисходительной улыбкой, а не оскалив клыки на режиссера за то, что он извратил священные каноны жанра Постапокалипсис в какой-то треш-балаган.

Трейлер фильма: