Найти тему
Домашний логопед

Как выявить дефекты речи у ребенка и помочь их исправить !

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка, необходимо обследовать его речь !

Обычно родители уже знают какие звуки ребенок не произносит или произносит неправильно, какие трудности он испытывает во время речи, но это общая картина в которой необходимо разобраться более подробно и детально, рассмотреть все нюансы процесса звукопроизношения и речи!

Обследование речи, как правило, начинается с беседы с ребенком . Беседа производится в вопросно-ответной форме на бытовые темы : " Как тебя зовут ? Что ты любишь кушать? Как звать маму, папу, бабушку ? Какие ты любишь игрушки ? Что тебе нравится делать ? " ...и другие подобные вопросы . Обычно ребенок с удовольствием отвечает на проявленный к нему интерес и даже может сам проявить инициативу и рассказать о том, что ему интересно ! Беседа конечно должна строиться в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития . Ребенка постарше можно попросить рассказать вместе прочитанную сказку, позадавать вопросы о героях сказки, о том, что с ними происходило ! Такие беседы не только дают понятие о состоянии речи ребенка, но и очень сближают - он понимает, что вам интересно и важно его мнение, да и вы начинаете лучше понимать и чувствовать своего малыша !

Во время беседы вы должны внимательно смотреть и слушать высказывания ребенка ! Это позволяет предварительно ( или даже полностью - если нарушены единичные звуки ) выявить нарушенные звуки. Однако, для того чтобы точнее и полнее определить степень нарушения произношения, вам необходимо детально обследовать произносительную сторону речи ребенка, а беседа нужна для снятия напряженности, установления контакта с ребенком, и понимания того , на что нужно обратить особое внимание !

Собственно проверка звукопроизношения начинается с произнесения (самостоятельно или по подражанию) отдельных звуков : Ш , С , Ц , Ж , З , Ч , Щ , Л , Р . Это те звуки, которые чаще ребенок произносит неправильно, и они расположены в зависимости от сложности произношения . Кроме этих звуков вы должны проверить и все остальные согласные звуки ! После того, как вы проверили звук отдельно , вы должны проверить произношение звука в разных позициях в слове , потому что бывает, что ребенок, отдельно звук произносит хорошо, а в словах путает или пропускает . Для проверки произношения звука в словах, специально подбираются картинки с изображением предметов , в названии которых присутствует нужный звук . Например вы проверяете звук Ш : "Шар", "Крыша", "Карандаш", "Шкаф" или звук Ж : "Жук", "Лыжи", "Ножницы" или звук С : "Санки", "Бусы", "Нос", "Слон" . Как вы заметили , в словах каждый звук находится в разной позиции - в начале слова, в середине слова, в конце слова, и в позиции рядом с другим согласным звуком . По картинкам, произношение проверяется в основном у маленьких детей - вы просите назвать предмет, затем четко повторить это слово . Если ребенок затрудняется вы должны помочь ему, четко проговорить вместе с ребенком слово ( если необходимо, то несколько раз) , затем попросить повторить самостоятельно . Если нет нужных картинок , можно попросить повторить за вами специально подобранные слова . Если ребенок постарше ( умеет уже читать) , попросить его прочитать . В любом случае слова должны быть специально подобраны и содержать проверяемый звук в разных позициях! Затем проверяется, как ребенок произносит данный звук в предложениях . Например на звук "Ш" : "Пушистая кошка бежала за мышкой " В заключении вы предлагаете ребенку произнести по подражанию специально подобранные предложения . Этот прием дает возможность включить в задание слова с разной позицией звуков, проверить насколько хорошо ребенок произносит определенный звук в сочетании с другими звуками, а также как он употребляет данный звук в связной речи !

Если ребенок не может воспроизвести звук - отдельно, в слоге или слове даже по подражанию, то он нуждается в полном цикле коррекции звука - постановке , автоматизации , дифференциации ! Что для этого нужно делать мы рассмотрим в следующей статье !