Секреты одного из самых экстравагантных зданий советского модернизма.
Продолжаем серию статей об истории общественных зданий уральской столицы. Мы рассказывали о дворцах и театрах дореволюционного Екатеринбурга и домах культуры Свердловска. Сегодня наш рассказ о цирке. Его невероятный купол является визитной карточкой города и притягивает к себе внимание туристов. О том, как этот купол появился здесь и что творится под ним — в нашей статье.
История жанра
Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного. Цирк современного типа появился в конце XVIII века благодаря британскому сержанту и отставному кавалеристу Филиппу Астлею. И начался он с акробатических трюков, которые наездники выполняли на скачущих лошадях. В 1774 году в Париже, в предместье Тампль, возник первый специально построенный круглый зал для таких представлений. Так от латинского circus (круг) родилось название нового жанра развлечений.
Представления были очень популярны, первые цирки сразу строились на несколько тысяч человек. Вскоре они распространились по всей Европе. В то же время установился размер арены (и с тех пор он остается неизменным) — 42 фута, или примерно 13 метров: это минимальный радиус, по которому могут скакать лошади.
К концу XIX века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Первый стационарный цирк в России открыл Жак Турниер в 1827 году в Санкт-Петербурге. Затем строились цирки в Ярославле (1850), Москве (1853), Туле (1854). Представления в них давали иностранные труппы.
Из-за сложности номеров артисты не могли постоянно ставить новые. Выход был один — разъезжать по городам со своей невероятной программой. Их приглашали на гастроли антрепренеры — дельцы от шоу-бизнеса, владевшие подходящими площадками в разных городах.
На арене Екатеринбурга
Первый стационарный цирк в Екатеринбурге открыл Максимильяно Труцци 20 ноября 1883 года на Дровяной площади. Семья Труцци — выдающиеся антрепренеры и цирковые деятели — приехали покорять Россию, но не нашли ни одного города без цирка в западной части страны. Зато смогли развернуться за Уральским хребтом, построив первые цирки в Екатеринбурге, Перми и Нижнем Тагиле.
Наш цирк был рассчитан на 900 мест, это была самая большая крытая площадка дореволюционного Екатеринбурга, поэтому здесь проходили не только цирковые представления, но и настоящие драматические спектакли.
За плотиной справа от дороги виден Екатерининский собор [сегодня на этом месте площадь Труда], за ним здание с двумя башнями — лютеранская кирха [сегодня на ее месте жилой дом на перекрестке проспекта Ленина и улицы Красноармейской]. За кирхой начиналась Дровяная площадь. На ней видно огромное здание деревянного цирка:
Труцци проработали два сезона, а затем продали здание господину Боровскому, который перестроил его и заново открыл в 1896 году. Новый цирк продолжил работать как многофункциональное общественное место. Именно здесь екатеринбуржцы впервые увидели «живые картины»(кинематограф). «Открытие цирка г-на Боровского, так долго ожидавшееся нашей публикой, состоялось, наконец, в понедельник, 29 апреля», — писала «Екатеринбургская неделя» (1896, № 17, 5 мая).
В 1909 году на том же месте состоялось открытие «Большого сибирского цирка» Стрепетова. Новое здание было теплым и кроме круглого манежа имело сценическую часть. Здесь давали не только цирковые представления, но также выступали артисты эстрады, оперетты, показывали кинокартины.
Однако и это синтетическое здание существовало недолго — рядом уже строился каменный Оперный театр. В 1912 году деревянный цирк сгорел, а Оперный — открыл свои двери. История екатеринбургского цирка на этом не закончилась. В городе к этому времени было еще одно здание, способное принять цирковые представления — так называемый Народный театр. Он также был деревянным многофункциональным зрелищным зданием и находился на окраине города, в начале главного проспекта [сегодня на этом месте площадь Коммунаров].
После революции народный театр был переименован в Пролетарский. Здание существовало с 1900 по 1925 годы и приняло на своей сцене огромное количество представлений всех жанров, гастролирующих артистов, собраний и митингов.
На некоторых картах 20-х годов встречается еще один цирк — там же, на площади Коммунаров, рядом с Пролетарским театром. К сожалению, ничего кроме отметки на карте о нем найти не удалось.
Свердловский цирк: вчера и сегодня
В 1930 году первый государственный цирк построили на Хлебной площади(сегодня это территория Дендрологического парка на улице 8 Марта). Ему не суждено было простоять и пары лет — как и многие постройки Хлебной площади его уничтожил масштабный пожар. После этого бывшую площадь решили отдать под Сад юных мичуринцев, и для строительства нового цирка выбрали другое место.
В 1931 году свой собственный цирк появился в соцгороде Уралмаш. Он находился в квартале улиц Сталина [сегодня — Орджоникидзе]— Калинина — Индустрии. Главный фасад выходил на Сталина. Помимо цирковых шоу здесь проводились публичные выступления и заседания руководства УЗТМ. Цирк Уралмаша просуществовал до 1936 года.
В 1933 на перекрестке улиц Куйбышева и Розы Люксембург появилось второе здание Госцирка.
Деревянный цирк на перекрестке улиц Куйбышева — Розы Люксембург служил городу верой и правдой 40 лет. За это время деревянное здание сильно устарело. С 1972 года часть цирковые представлений проводились в новом Дворце спорта профсоюзов на Большакова, 90.
Так раньше выглядел ледовый Дворец спорта на Большакова. Именно здесь продолжались цирковые представления, когда деревянный цирк пришел в негодность:
Старое здание цирка продержалось до 1974 года. Позже он был закрыт, так как постройка была признана ветхой. Примерно в это же время началось проектирование нового цирка.
В 1975 цирк на Куйбышева сгорел. Существует версия, что его подожгли специально, чтобы облегчить демонтаж конструкций. Строительство нового здания, которое сейчас известно не только екатеринбуржцам, но и гостям города, закончилось в конце 1979 года. 1 февраля 1980 года стало его днем рождения.
Удивительно, что в эпоху советского модернизма и борьбы с архитектурными излишествами, наш цирк построили по оригинальному проекту. Большинство городов на территории бывшего советского союза имеют абсолютно одинаковые проекты. Купол цирка в Свердловске на долгие годы стал доминантой и одним из символов города.
Купол опирался на массивную монолитную пластину второго этажа. Второй этаж, вынесенный на большие консоли, кажется пластиной, которая просто парит в воздухе, еле опираясь на стеклянный первый этаж. На фасадах цирка располагаются монументальные барельефы, демонстрирующие разные жанры циркового искусства.
Помимо внешнего вида здание нового цирка имело много новшеств внутри — в планировке. Помимо основного манежа здесь предусмотрен репетиционный: по размеру — стандартный, только без мест для зрителей. Помещения цирка организуют закрытый внутренний двор, делающий максимальной удобными разгрузку и выгрузку.
Кроме самого цирка в комплекс зданий входили Дом артистов цирка и гостиница (сегодня — самая комфортабельная в России среди гостиниц для артистов). Весь комплекс — пример архитектуры развитого социализма.
Парящий купол
Футуристические конструкции купола цирка вызывают у многих жителей и гостей города ощущение, что цирк недостроен. Но это совсем не так. Архитекторы и инженеры специально демонстрируют нам работу конструкций. «Настоящий» купол цирка висит на вантах, подвешенных к внешнему конструктивному куполу из железобетонных ребер. Это уникальное сочетание, когда внешний каркас несущего купола через систему металлических тросов держит внутренний «рабочий» купол. Высота от уровня манежа до верхней точки купола — 24 метра, высота внешнего купола — 52 метра.
Авторами проекта Свердловского цирка стали архитекторы Юлиан Шварцбрейм — архитектор, известный своими эксцентричными и монументальными проектами, и Михаил Коробов, конструкторы Е. П. Песков, Р. М. Иванова и инженер Николай Никитин — автор вантовых конструкций Останкинской телебашни и каркаса монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде.
Конструкция купола свердловского цирка — уникальный памятник архитектуры и инженерной мысли, а команда, создавшая этот космический объект — звездный десант.
Как цирк приземлился
Сегодня пластина второго этажа уже не парит над землей. Цирк пришлось приземлить во время строительства метрополитена, примерно в 1994 году. Огромные консольные выносы вызывали опасения, а соседние дома уже трещали по швам. На всякий случай под углы консолей были подведены колонны. Позже вся западающая часть первого этажа была застеклена. Так цирк получил новые помещения для детских секций и рекреаций, хранилище для реквизита.
На момент строительства здание было рассчитано на 2640 мест. В 2010 году там прошел капитальный ремонт зрительного зала, во время которого заменили кресла и расширили проходы. Сегодня в цирке 2400 мест.
На втором этаже, в фойе, работает музей, рассказывающий об истории и современности циркового искусства в Екатеринбурге и Свердловске. Его можно посетить, если вы пришли на представление. Самый старый экспонат — кофр 1900 года, с которым артисты гастролировали еще в Российской Империи. Здесь же хранятся символические ключи от цирка,которые строители передали первому директору цирка — Ф. Ф. Лейцингеру.
«Я работаю здесь еще с момента строительства — с 1979 года. Мой учитель Эдуард Пудлес был главным режиссером с первого дня открытия, поэтому тут все родное и знакомое», — говорит Александра Ивановна Зарятдинова, хранитель музея.
Сегодня на манеже
Первое что вы должны знать — ни в одном цирке России нет своей труппы. Все артисты — сотрудники компании «Росгосцирк». Трудовые книжки у них лежат в Москве. А артисты постоянно гастролируют, оставаясь в одном городе максимум на несколько месяцев. Сегодня по России гастролирует около трех тысяч артистов цирка и порядка шести тысяч животных. «Это люди мира. А представьте, у них ведь тоже есть дети. Например, в одной из трупп,гастролирующих в Екатеринбурге, у артистов дочь должна пойти в первый класс. Гастроли заканчивались 26 августа. И в какой город они поедут дальше? Никто не знал до последнего. Как и то, в каком городе девочка пойдет в школу», — рассказывает Александра Зарятдинова.
«В некоторых цирках нет гостиниц — артистам приходится жить в гримерках. В южных районах их могут поселить в вагончиках. А у нас в гостинице — и сауна, и бассейн, и номера квартирного типа с двуспальными кроватями, и собственные кухни», — говорит Наталья Казанцева, руководитель отдела рекламы екатеринбургского цирка.
Все свои вещи артисты возят с собой в контейнерах. И не только реквизит. Это и одежда, и обувь, и разная бытовая техника: ведь абсолютно неизвестно, где и в каких условиях они окажутся завтра.
В таких контейнерах артисты цирка возят с собой все свое имущество:
Конечно, в цирке есть штат — сотрудники администрации, бухгалтерии,работники сцены. Здесь их называют жаргонным словом «униформа». Другие профессиональные речевые обороты строго обязательны к употреблению. Здесь не говорят «на арене цирка» — все представление происходит«в манеже».
«У нас не говорят „артисты выступают“ — выступают капризные дети или алкаголики у ларька. Наши артисты работают. Можно сказать „артисты работают трюк, работают номер“», — объясняет Наталья Казанцева.
Основным помещением, которое видят зрители, является арена. Из-за внешних несущих конструкций купола в цирке создано больше подкупольное пространство без каких-либо внутренних опор. За это наш цирк очень любят воздушные гимнасты. По вместимости он считается третьим в стране.
«Я был во многих городах и видел много цирковых зданий и должен сказать, что здесь очень удобный купол, —говорит один из артистов. — Современные цирки,которые реконструируются сейчас, не имеют такого удобного и продуманного решения конструкций купола, как ваш. Здесь есть больше возможности подвеса цирковых аппаратов и реквизитов. Удивительно — почти 40 лет назад это здание было так хорошо спланировано, что даже сегодня остается актуальным».
В цирке есть и второй манеж — репетиционный.
Люди и звери
Два манежа (рабочий и репетиционный) — это большое преимущество, которое есть буквально в нескольких цирках в стране. Но даже эти две площадки строго расписаны. До обеда здесь репетируют животные, после обеда — артисты.
В самом здании цирка располагается гостиница для животных. Без дрессировщика заходить к его животным нельзя, поэтому мы ждем артистов, чтобы посмотреть помещения и его нынешних обитателей. Гостиница для животных оказывается действительно оправдывает свое название — это не зверинец, здесь чисто и убрано.
В августе в нашем цирке гастролировал аттракцион с белыми тиграми. Дрессировщик не только показал нам помещение, но и зашел в клетку к своим питомцам.
«Этому нигде не учат. „Карта по жизни“ или династия. Ты либо занимаешься этим с детства, либо начинаешь с самого начала — идешь служащим в аттракцион. Сначала убираешь клетки. Потом, если животные подпускают тебя, если у тебя есть чутье, можешь стать помощником дрессировщика. Я уже 34 года в цирке, в этом аттракционе — 16 лет. Каждый день наша команда ухаживает за животными, — говорит Вадим Клубов, дрессировщик диких животных. — Если у них нет репетиции, утром перед кормежкой мы рассаживаем их по отдельным небольшим клеткам: они хищники, и в общей клетке из-за еды будут конфликты. Пока они едят, вольер убирают. Клетки моют каждый день. Если репетиция в манеже, то в небольших отдельных клетках животных везут в манеж и кормят после репетиции: сытыми они работать не будут. После кормежки отдыхают весь оставшийся день.
Первое, чему учат животных, — просто выйти в манеж: ведь могут и вообще не пойти. Следующее — место на манеже: куда они садятся после выхода и возвращаются после каждого трюка. Это место запоминается ими на всю жизнь, переучить нельзя. Трюки могут быть разными, но начальная и конечная точка всегда одна. И на этом месте вообще ничего постороннего не должно находиться».
Владимир Клубов дрессирует тигров, но не работает с ними перед зрителями. Во время представления он находится за пределами манежа — с внешней стороны между сеткой и зрителями, обеспечивая безопасность последних.
На противоположном конце внутреннего двора, в другом крыле здания, расположена конюшня — здесь содержат других животных, чтобы их не волновало соседство с хищниками.
Цирковые лошади очень общительны и сразу интересуются, кто пришел:
Во время гастролей цирк живет в довольно суровом ритме. Все помещения расписаны — тренировки, репетиции, выступления. Особенный аврал здесь происходит под Новый год.
«Например, в 11 утра первое представление, чтобы загримироваться и подготовиться нужно быть в цирке быть в 8:30. Вечернее представление,допустим, начинается в 19:00, то есть домой артисты попадут около 11 часов вечера. Представляете в таком ритме работать? — говорит Наталья Казанцева. — Как-то раз Дед Мороз пропустил момент, когда ему нужно выходить, потому что это был уже четвертый день елок. А когда опомнился,помещение уже было перекрыто — по основному проходу на арену должны были выходить морские львы. И он через задний двор, в тапочках, по сугробам бежал вокруг всего здания. Почти не опоздал».
Александра Зарятдинова вспоминает: «Как-то летом во внутреннем дворе стоял бассейн, полный воды и в нем находились крокодилы. Была ужасная жара. Один из акробатов вышел из манежа выжатый, как лимон. На ходу снял одежду и прыгнул в этот бассейн. Он знал, что там крокодилы, но ему было уже все равно. Крокодилы были шокированы. Акробат благополучно выбрался из бассейна, но больше никто такой эксперимент не повторял».
Откуда у цирка имя
Екатеринбургский цирк носит имя народного артиста СССР дрессировщика Филатова. Валентин Иванович Филатов родился в 1920 году в Екатеринбурге в цирковой династии. И прославился на весь мир благодаря номерам с дрессированными медведями.
Династия Филатовых до сих пор работает со зверями, помимо новых номеров они показывают и те, первые, трюки. В холле цирка стоит бюст артиста. За ним — фотостена славы дрессировщика с его путешествиями,выступлениями, встречами с деятелями культуры и искусства.
Стоит ли жалеть животных, работающих в цирке? В чем отличие дрессуры в российских и западных цирках? И как звери попадают в цирк? Наталья Казанцева нашла время ответить на эти часто задаваемые вопросы:
— Все цирки в России — это филиалы компании «Росгосцирк». Чтобы получить животное, артист должен написать заявление и собрать необходимые документы. Животные, которые выступают в цирках,не из дикой природы. Это даже не первые поколения, рожденные в неволе. Для участия в номерах необходимы годы репетиций. Все это время за питомцами наблюдают, у всех есть ветеринарные паспорта, строго прописан рацион. За границей и в частных «шапито» может быть совсем другая ситуация — там никто не контролирует, что происходит с животными и как с ними обращаются.
В дрессуре ничего ужасного нет. Мы ведь дрессируем своих кошек и собак,приучаем к лотку, например. Есть конкур, где дрессируют лошадей, — олимпийский вид спорта. Все, у кого есть животные — дрессировщики.
Бывали случаи, когда нам звонят люди и говорили: «Мы взяли маленького тигренка, а он вырос в 200-килограммового хищника, заберите!» Или заводят,например, бойцовых собак, а потом не могут справится с ними. В южных районах очень много экзотических животных — попугаев, крокодилов, питонов, обезьян — после туристического сезона оказываются не нужны уличным фотографам. Им легче избавится от питомца и потом купить нового, чем кормить его всю зиму. Поэтому мы приветствуем все законодательные инициативы о правах животных, поскольку уже соблюдаем их и хотели бы, чтобы так же поступали остальные.
Современные фото: Александр Козлов/ проект «Екатеринбург Наизнанку»
Архивные фото: Государственный архив Свердловской области, Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ, Институт модернизма, сайт 1723.ru.
На входе: Александр Грабовский для ЕТВ