Найти тему
Игорь Орлов

О Детском Творчестве (начало)

Мир детей уникален и он - основа того, что будет проявлено ребёнком, когда он станет взрослым в его, так называемой, зрелой плодотворности, полезной результативности в деле и творчестве.

Стратегия воспитания, на мой взгляд и взгляд многих тех авторов, что пишут о воспитании, заключается в том, чтобы не задавить уникальность детского мира - оснований личности - а помочь условиями и подсказками, как правильно проявлять и применять в реальности эту уникальность. По наблюдениям, у каждого ребёнка есть свой дар, своя уникальность и хорошо бы придавать ей характерный почерк в исполнении.

Наблюдаю своего старшего сына. Ему почти восемь. Но гораздо раньше, лет с трех-четырех, заметил в нем хороший художественный вкус, живое воображение, разносторонность ощущений, восприятия, но в то же время - направленность интересов.

Лет с шести предложил ему следующую практику для развития творчества: "А давай - говорю - попробуй писать сказки, рассказы и наблюдения свои?!".

Старший сын ответил мне: "Я пока не умею писать".

Я заметил ему: "Не будем ждать, когда ты научишься писать. Поступим так: ты будешь рассказывать, а я - писать".

Сын согласился. Ему стало интересно, и мы купили специальную тетрадку-блокнот для этого. Она была красной, в картонном переплете и на ней красовался персонаж из мультика Angry Birds. Выбирал сын, и выбрал эстетически очень красивую тетрадь блокнот: в ней приятно писать и она долго может храниться. Последнее тоже немаловажно, чтобы сын мог вспоминать в будущем свои первые творческие шаги, и, глядишь, и своим детям, моим внукам, такую практику начнет прививать, при случае.

Сыну тогда было пять с небольшим лет. Начали мы с ним писать. Вернее, писал я, а рассказывал он. Для меня, как психолога по второму образованию, было интересно наблюдать то, как развивается его художественно - творческая плодотворность. Наверное, схожим образом она развивается у большинства писателей художественных произведений.

Сначала Кирилл выдавал "скан" прочитанного у других писателей из известных ему сказок и историй, лишь слегка добавляя детали описания в сюжете. Эту фазу творческого развития можно назвать подражательством. Многие авторы - исследователи творчества отмечают, что всякое творчество художника рождается поначалу из подражательства. Об этом читал ранее у Ж. Пиаже, В.Н.Дружинина и ряда других авторов.

Старшему сыну понравился этот опыт, назовём его - творческим экспериментом. Он сам стал просить писать вместе. С опытом писательства он стал уже придумывать свои сюжеты, которые не были подражательством и перинятием от кого-то сюжетов, но шли из его жизненных наблюдений. Я дал ему эту подсказку. Он ее сразу воспринял.

Итак, сюжеты стали более оригинальными, основанными на наблюдениях его жизни. Воображение, как известно, подпитывается наблюдениями. Вот мы и стали собирать эти наблюдения.

Шла двойная линия в развитии творчества Кирилла : с одной стороны - совершенствовалась наблюдательность, с другой - само воображение и описание как художественные инструменты и возможности.

Для развития наблюдательности, я просил его вспомнить наблюдения или предлагал понаблюдать. Для развития воображения и описания, я не просто фиксировал то, что он говорит, но предлагал добавлять что-то. По типу - выслушал и добавил: "А если так? Лучше будет?"

Кирилл, к достоинству его замечу, не только утверждал другой вариант написания, но подчас ещё что-то добавлял от себя. Таким образом, мы совершенствовали стиль написания. Но не только.

Если посмотреть на детскую психику и интеллект внимательней, то стоит отметить, что до известного возраста она синкретична. Синкрет - это цельность без деталировки. Цельность, отражающая непосредственное наблюдение и чувства ребенка . (Более детально об этом можно почитать, например, в классике психологии - работах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского).

Так вот, совместная с ребёнком проработка деталей описаний, позволяет быстрее пройти стадию синкрета и перейти к формированию логических, детальных и соподчиненных описаний. Это даёт эффект научаемости и развитие правильной структуры детского интеллекта. А это ведёт к лучшей жизненной обучаемости и формированию зрелого, с опорой на более сильный интеллект, творчества.

Продолжение статьи читать здесь

Если понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал Игоря Орлова.

На канале: актуальные статьи, рассказы, оригинальные стихи, переводы песенных хитов.

© Copyright: Игорь Орлов, 2014

Свидетельство о публикации №214032200826