Найти в Дзене
Анна Спасская

Лариса Гимазутина: «У школьников Абакана — перспективное будущее!»

С 11 по 17 февраля в школах Абакана у первоклашек случились еще одни каникулы. Ученики постарше будут продолжать учиться до привычной для всех недели в конце марта. Такая поблажка для малышей связана не с морозами, которые накрыли Абакан, а придумана для того, чтобы ребятишки могли пережить самую длинную, третью, четверть без переутомлений и срывов.

«Вот в наше время такого не было!» – даже те, кто сейчас переходит в старшую школу, не говоря о взрослых, искренне возмущаются, недоумевая, за что такие «подарки». Но в наше время не было такого объема информации, да и уровень требований, предъявляемый к ученикам, был гораздо ниже. Казалось бы, именно сейчас, с бурным развитием технологий, школьная наука должна рвануть вперед семимильными шагами, дети должны умнеть не по дням, а по часам, однако мы наблюдаем картину с точностью до наоборот. Авторитет учителя падает, школьники даже в средних классах, бывает, с огромным трудом усваивают материал, а качество нынешнего образования не обсуждает только ленивый.

Неужели мы на самом деле деградируем, хотя по всем канонам должны быть впереди планеты всей? Интернет забит роликами о том, как учителя бьют детей, а старый анекдот про то, как мать на всю «пятиэтажку» учит с ребенком уроки, стал снова актуален.

Нас уже не удивишь молодой мамой, которой едва исполнилось 15 лет, как и двенадцатилетними бандитами, издевающимися над более слабыми одноклассниками.

Или это мы очерствели, перестали реагировать на реалии нынешней жизни и как следствие получаем именно такую реакцию?

Старшеклассники срываются перед ЕГЭ, и вовсе не потому, что не уверены в своих силах, а потому, что учителя сами горазды нагнетать обстановку. Уже класса этак с девятого педагоги, которые обязаны воспитывать в детях уверенность в себе и своих знаниях, начинают долбить по неокрепшей психике: «Я дебильнее класса еще не видела!», «Да по вам ПТУ плачет!», «Лучше сразу забирай документы и иди в дворники!» – это лишь малая часть того, что регулярно слышат дети на уроках. Но и школьники не отстают. Курение за школой и хамство на любой вопрос учителя — это уже и за нарушение не считается. В наше время у нас не было возможности проявить свою индивидуальность. Приходилось торчать в библиотеке, чтобы написать реферат круче, чем у Таньки, или правдами-неправдами добывать редкие книги, чтобы обойти в популярности пацана из параллельного класса, у отца которого есть выходы в столицу, и у него этих книг больше, чем у русички Галиныванны. Получается, поколение – что учеников, что учителей – деградирует? Или это стереотип, навязываемый нам телевизором и Интернетом? Как примирить вечный «нелюбовный» треугольник «родитель–ребенок–учитель»?

На эти темы мы поговорили с министром образования и науки Ларисой Николаевной ГИМАЗУТИНОЙ.

– Действительно ли учителя стали намного жестче, раздают пощечины направо и налево, а бедные дети и слова против сказать не могут? Большинство учителей — достойные люди, зачем же у обывателей упорно формируется настолько негативный образ педагога? Деточки-то тоже хороши!

– Факты, активно муссируемые в СМИ, единичны. Да, такие случаи были и раньше, во времена «старой» школы. Вспомните фильмы «Доживем до понедельника», «Первая любовь»: насколько строгими были учителя, но это никогда не возводилось в ранг преступления. Я не говорю об откровенном рукоприкладстве, но наши «блогеры» умудряются найти из 146-миллионного населения России один страшный случай. Голодные 90-е прошлого века сильно подкосили образ учителя. Авторитет его резко упал. С введением электронных дневников, когда зачастую оценку родители узнают практически моментально, ребенок убедился в неотвратимости наказания. Вспомните, если ты получал «двойку», у тебя был шанс до конца недели ее исправить, и конфликта не было. Тотальная слежка друг за другом и патологическое желание вытаскивать на свет только самое плохое ради минутной славы тоже добавляют негатива.

– В соцсетях активно обсуждается убийство малыша в деревне Хорой, и многие обвиняют органы опеки: мол, куда они смотрели. Но только ли их вина в произошедшем? Или опять нашли крайнего? Ведь, если копнуть глубже, выяснится, что деревня просто спивается и агрессивное поведение — это следствие того, что там кроме как глушить спирт, больше нечем заняться. Малыш лишь попал под горячую пьяную руку. Но это значит, что нужно обеспечить людей занятостью, проводить с ними полноценную социальную работу, выяснять их потребности, помогать их закрывать. Случаев недосмотра за детьми хватает, и семьи-то, как правило, не всегда стоят «на карандаше» у органов опеки и ОДН, это вполне благополучные люди…

– Действительно, одни лишь органы опеки обвинять в недоработке — мало. А может, нужно взяться еще и за тех, кто продает спирт — в одном Таштыпе только 20 точек! Об этом все знают! И жители, и районные власти обращаются куда следует, дело доходит до суда, но никто не может доказать, что нельзя торговать! И они продолжают торговать!

(Прим. авт.: Здесь я абсолютно соглашусь. Даже в благополучном Абакане в каждом его районе обязательно есть точка спиртоторговцев, и от них круглые сутки выносят пакетами товар. Жители обращались и к нам в редакцию, но ведь проще сделать вид, что все в порядке).

– У нас во всем готовы обвинить школу! Любые мероприятия ложатся на плечи учителя. Бесконечные отчеты, указания «оттуда», масса бумажной работы, учитель ответственный за пожарную безопасность, за безопасность дорожного движения. А подготовку к урокам и ту же проверку тетрадей никто не отменял. Дети тоже перегружены: иногда родительские амбиции зашкаливают. У ученика младшей школы — 5 уроков, внеурочка, потом бассейн, балет, танцы, макраме, а у малыша нервная система не железная. Да и у подростка тоже. Потом, в школе должен быть не один психолог. И четко нужно понимать: в этой школе специалист будет работать с «одаренными», а вот в этой — с ребятишками, которые нуждаются в особом виде помощи. На классном руководителе 27 часов нагрузки, как в этом случае он будет «видеть глаза»? Он срывается не потому, что он плохой, он иногда просто не успевает обратить внимание на каждого. В Абакане сильно переполнены классы, есть классы и по 32, и по 36 человек. Однако родители должны понимать, что в борьбе за место в «престижной» школе, конечно из самых благих намерений, классы набиваются до отказа. О какой индивидуальной работе можно говорить? Здесь важно прорабатывать взаимодействие родителей и учителей и идти навстречу друг другу. Тогда дети будут видеть это единение, и это обязательно отразится на их поведении в лучшую сторону.
Тема психологического, а уж тем более физического, насилия слишком преувеличена: 95 процентов обращений к нам с подобными жалобами оказываются надуманными. Чаще всего ребенок на эмоциях рассказывает родителям, те, также на эмоциях, не разбираются в ситуации с теми, кто в ней участвует, активно начинают строчить комментарии в соцсетях. Вот это рождает ложный конфликт.

– Во все времена учителей-женщин было больше, чем мужчин. Сегодня в связи со стремительным ростом технологий, кажется, когда гуманитарные науки должны отходить на второй план, все должно поменяться. Но мужчин больше не становится…

– К счастью, ситуация понемногу начинает двигаться в лучшую сторону. Например, учителя-физики по-прежнему в дефиците, но мы стараемся привлечь выпускников технических вузов новейшим оборудованием в классах. Предмет «технология» тоже, благодаря суперсовременным классам, должен перейти в преподавание мужчинами. У нас в «Кванториуме» при РЦДО работает в основном молодежь. Зарплата, конечно, оставляет желать лучшего, но ребята, преподающие там, все проучились в «Сколково», и каждый год они повышают там свою квалификацию. В ближайшем будущем на базе «Биоквантума» можно будет исследовать ДНК — это достойный уровень! У молодежи горят глаза, и ребятишки с удовольствием идут к ним. В планах у нас открыть «Кванториумы» в Черногорске и Саяногорске, плюс есть три мобильных «Кванториума». Будут создавать условия для того, чтобы дети, независимо от своей удаленности от столицы, могли получить знания. Сейчас мы активно решаем кадровый вопрос — рядом должен быть грамотный учитель.

– Сейчас у родителей самое модное увлечение — репетитор, в том числе и для первоклашек, насколько оправданны эти убеждения и траты?

– Бесспорно, сейчас у школьников нагрузка просто колоссальная, объем информации невероятен. С одной стороны, родители нанимают репетитора для того, чтобы снять с себя нагрузку и ответственность. Возможно, класс переполнен, и учитель просто не успевает с каждым поработать. Дети приходят в первый класс по-разному подготовленными, кто-то и считает, и пишет, а кто-то не умеет читать. Но каллиграфию нужно ставить всем. Особенно я рекомендую учить детей писать гелевыми ручками. В 9-м и 11-м классах уже, как правило, начинают заниматься с репетиторами. Но здесь тоже решать родителям. Если ребенок в течение всего периода ответственно относился к учебе, на минимальный балл он сдаст и без репетитора, другое дело — амбиции, его и родителей, часто — завышенная планка. Дети часто не умеют элементарно общаться. Но ведь это модно — коверкать слова, ставить «смайлики», хештеги, ребенок путается, запоминает неправильно, и делает много ошибок — нужен ли здесь репетитор, или, может, все-таки родителям проще контролировать его уровень и качество общения? Мы сейчас прилагаем все усилия, чтобы школы были оснащены качественно, мэр Абакана Николай Генрихович Булакин всегда идет навстречу и делает все возможное, чтобы образование было самым лучшим, и это не просто громкие слова — мы видим, какими темпами строятся в Абакане детсады и школы, и какого уровня! Школьникам, ответственно относящимся к учебе и живущим активно, открыты дороги в вузы, в лучшую жизнь, важно понимать это и уметь расставлять приоритеты. У наших детей — прекрасные перспективы. И нам важно все-таки достичь гармоничного взаимодействия между учеником, родителями и школой.

Анна СПАССКАЯ