Неравный бой крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец", под командованием капитана 1-го ранга Руднева, с эскадрой контр-адмирала Уриу, включавшей в себя 8-мь миноносцев, 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера, известен нам со школьной скамьи. Произошло это событие 27 января 1904 года.
Эскадра Уриу заблокировала Русские корабли в порту Чемульпо (порт Сеула) и предложил Русским морякам сдаться или принять бой. В противном случае угрожал атаковать в порту. Надо особо отметить, что порт Чемульпо был нейтральным - в нем находились стационеры многих стран - России, США, Франции, Италии и ряда других.
Капитан Руднев принял решение принять вызов японского адмирала. В результате ожесточенного боя русские моряки были вынуждены отступить обратно в порт. Попытка прорыва не удалась.
С первого же дня, как только стало известны подробности боя, мнения о его героической составляющей сильно разделились. Официальная пропаганда на все лады воспевала матросов и офицеров. Оно и понятно, неудачи первых дней войны требовали подбодрить солдат и население Империи.
Морские офицеры же, в основной своей массе, недоумевали - в чем был героизм? Во-первых, Руднев был обязан принять бой, согласно требованию Морского устава и присяги, которую он давал. В противном случае его ждал трибунал.
Во-вторых, мало кто понимал, зачем быстроходный крейсер -почти 22 узла хода, потащил с собой тихоходного "Корейца" - не более 15 узлов хода. Скорость же самого быстроходного крейсера японской эскадры - 19 узлов, а всей эскадры - 17 узлов. При этом "Кореец" не обладал мощной артиллерией. Абсурдом называлось и то, что на борту "Корейца", идущего в бой, разместилась охрана дипломатической миссии в Сеуле.
В-третьих. В вину Рудневу ставилось то, что он получив ультиматум на кануне дня сражения, не вывел крейсер немедленно (он был готов к выходу), воспользовавшись длинной зимней ночью. Вместо этого он вышел практически точно в указанное японцами время.
В-четвертых - вызывало недоумение то, что крейсер был потоплен, а не взорван. Более того, потоплен на мелководье так, что во время отлива над водой оказывалась его палуба.
Итоги боя также разнятся в своих оценках - японцы утверждают, что потерь и повреждений не понесли, наше сторона утверждала, что был потоплен один японский миноносец. Тут бы все ни чего, слово против слова, но принимая во внимание тот факт, что наши заявили о сильных повреждениях японских крейсеров, один из которых утонул по пути следования на базу а два других стали в док для ремонта... Последующее воскрешение затонувшего крейсера - "Такачихо" и активные действия двух других крейсеров подмывают официальную версию.
Глубина, на которой был затоплен "Варяг", позволила японцам поднять его без особого труда. В течении года крейсер был отремонтирован и вошел в состав ВМФ Японии под названием "Сойя". Использовался крейсер "Сойя" как учебно-тренировочный, на нем проходили обучение курсанты морских училищ. В 1913 году крейсер был переведен в резерв флота, где и находился еще три года.
В 1916 году, по просьбе Царского правительства, Япония продала Российской империи крейсер "Варяг"....
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте.
Вступайте в группу Военная история - http://vk.com/military_history общайтесь и смотрите документальные военно-исторические фильмы.