Жанр магический реализм принято связывать с латиноамериканской литературой. Борхес, Маркес, Кортасар. Волшебное, идущее рука об руку с обыденным, никого при этом не удивляя, встраиваясь в привычную систему жизни, ничем ее не нарушая, воспринимается как часть культурного сеттинга. Вспоминаем «Сто лет одиночества» и думаем, что те чудеса были возможны только там, в Макондо. Даже будь город невыдуманным, а, например, существующей Боготой, мифологические надстройки не стали бы инородными.
Другое дело, литература отечественная. Суровая, отсылающая то к далекому прошлому, то на самое дно современности. Какое уж тут волшебство!? Тем не менее, оно стало всё чаще просачиваться и в российские авторские и премиальные книжки. Вчитываешься в них и понимаешь, насколько тот заморский «магический реализм» применим к нашей бытности. Кому, как не нам, до сих пор плюющим через левое плечо, стучащим по дереву и полагающимся на «авось», требуется вливание в литературу потустороннего, необъяснимого. Оно и так живет в нас, даже если мы пытаемся это отрицать. Языческие суеверия не смогла искоренить православная церковь, не может изжить и технологическая эпоха. Вера в сверхъестественное потихоньку тускнеет и угасает, но пока даже не думает исчезать. Да и как-то сложно в России без надежды на чудо, которое непременно должно свалиться как снег на голову.
2018-й стал годом замечательных «Петровых в гриппе и вокруг него», в которых дьявольские проделки и филиал ада отлично себя чувствовали в суровом болезненном Екатеринбурге. Когда все уже насытились Сальниковым, Редакция Елены Шубиной выпустила еще одну книгу, в повествование которой нагло вклинилась и хорошо прижилась потусторонняя нечисть.
«Калечина-Малечина» - второе крупное произведение молодой писательницы Евгении Некрасовой и первое, которое дошло до широкой аудитории. На первый взгляд эта книжка-малышка (ее и романом-то сложно назвать) чистой воды реализм, окаймленный зарисовками-иллюстрациями и сотканный из слов-сочетаний, что родом из детства, изобретающего свой уникальный язык. Мифологические сюжеты в книгу входят не спеша. Сначала они незримы, их легко спутать с людскими шалостями. Пропадающие вещи, возникший из ниоткуда беспорядок. Лишь в точке невозврата, когда явь уже не совсем явь, литературная нечисть обретает телесную форму. Широкими прыжками она влетает в сюжет, переворачивая его. Вмешательство персонажа из славянской мифологии было необходимо книге, как воздух. Заблудившаяся в потемках маленькая героиня «Калечины-Малечины» так и не увидела бы свет, не посмотрев в глаза ужасу из сказок.
Магические элементы, многозначительные, важные для повести Евгении Некрасовой выполняют лишь служебную функцию. Они нужны для раскрытия проблем реальных. «Калечина-Малечина» - история невыросшей Кати, живущей в лилипутском городе и мечтающей лишь о том, чтобы ее любили. Жизнь у Кати не клеится, не складывается. У матери вечно нет времени на единственную дочь. Вся мамочка укладывается в ежевечернее расчесывание колтунов, бесконечно протяженное во времени, причиняющее боль и в сущности бесполезное – на утро все равно не прическа, а воронье гнездо. Отец только орать горазд. Мотается в свою Гуливерию, возвращается поздно и злой. Подружка единственная и та отвернулась от Кати. Напасть за напастью, напасть за напастью. Катя «катится-колошматится».
Когда наступает осознание того, что душа девочки погружена во тьму, становится страшно. Полная семья, приличная школа, еда всегда ждет на столе, только разогрей, а жизнь – ад. Катя приговаривает свою скороговорку, «колошматится, катится», во спасение, для отвлечения. Но не работает, не получается все по своим местам поставить, рассчитать так, чтоб правильно стало. Тотальная нелюбовь раскрывает пасть бездны, тащащей девочку к себе за обе ноги. Схожий мотив присутствует в последнем фильме Звягинцева, в котором самое ужасное кроется в том, что человек человеку волк, нет между родителями и детьми душевный теплоты, между папами и мамами понимания и сопереживания. Всё можно пережить: болезни, голод, и ничто не ранит сильнее, чем боль душевная. Катя при смерти от того, что никому нет до нее дела. И если взрослые люди умеют справляться с вынужденным одиночеством, плевать на отрешенность мира, то для личности, что еще только формируется, всеобщая нелюбовь с большой долей вероятности обернется катастрофой.
«Калечина-Малечина» - повесть по всем признакам детская, но по общему впечатлению от прочтения совсем взрослая, выросшая. Сказочные мотивы в сочетании с жестокой реальностью создают самобытный и завораживающий текст, который горчит на языке и задает неудобные вопросы. Проблема нелюбви – наш бич, и этот тот самый случай, когда винить нужно только самих себя. Мы же и в силах все исправить, осветить близким дорогу своей заботой, добротой, участием.
Тут будет жить ссылка на книгу в интернет-магазине Бук24, чтобы вы ее не искали, если вам захочется приобрести роман в бумаге.
#рецензии_galgut_and_books
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!