В интернете размещается множество текстов на совершенно различные темы. Это могут быть SEO тексты, тексты для продажи товаров или услуг, новости, обзоры, информационные статьи и многие другие. Каждый из них имеет свою собственную структуру и порядок написания. Но не каждый из них написан грамотно с точки зрения построения частей текста и создания определенной структуры, которая упрощает восприятие смысла читателем. Так почему же одни тексты читают, а другие нет? Или все же читают, но не понимаю сути написанного, его основную мысль? Давайте разберем основные виды структур текста и их составляющие элементы.
Виды структур текста
Выбор структуры текста зависит от целей и задач, которые ставит его автор. Однако есть то, без чего не обходиться ни один текст – это правильно составленный заголовок и сам текст, разделенный по смыслу на абзацы и подзаголовки. Конечно, любой текст также должен иметь заключение или выводы.
В зависимости от этого, тексты можно разделить по критерию структуры его частей и подзаголовков:
- Порядковая структура – текст строится по принципу непрерывной связи абзацев и подзаголовков, где из каждого предыдущего вытекает смысл следующего и так далее. Такая структура наиболее проста в восприятии читателем.
- Структура «перевернутой пирамиды» - это построение текста наоборот, то есть сначала, первым абзацем, идет основная мысль текста, а затем уже ее разъяснение и углубление в тему. Такая структура позволяет донести до читателя вашу основную мысль, даже если он не станет дочитывать текст до конца. В то же время, если у читателя возникнет интерес к вашему предложению, он сможет найти ответы на интересующие вопросы далее по тексту.
- Структура «вопрос-ответ» - позволяет дать читателю ответы на интересующие вопросы, не загружая его посторонней информацией. Такая структура применяется чаще всего на форумах для обсуждения конкретной темы. Для упрощения поиска ответа на вопрос, текст дополняется ссылками на каждый из вопросов в начале статьи.
- «Продающая» структура – предназначена для продвижения и продажи конкретного продукта читателю и предполагает совершения какого-либо действия – регистрации, покупки, звонка, передачи контактных данных и других.
- Совокупность структур – использование нескольких структур в одном тексте, при этом соблюдая правила их размещения, не смешивая их в единое целое. Например, можно начать с «перевернутой пирамиды» и продолжить порядковой структурой.
Элементы структуры текста
Независимо от того, какая модель структуры будет выбрана, каждый текст имеет в своем составе следующие элементы структуры: Заголовок - Введение или общая информация - Основной текст - Заключение или выводы.
Такое построение текста имеет сразу несколько достоинств:
Во-первых, автору значительно проще писать текст по заранее заготовленному плану.
Во-вторых, это привлечет читателей, так как читать «правильный» текст намного проще.
В-третьих, структура позволит повысить SEO характеристики вашего текста для поисковых систем.
Но обо всем по порядку.
- Заголовок
Должен быть качественно составлен и быть максимально лаконичным. В то же время, отражать основную суть вашего текста и быть интересным читателю. Как этого добиться? Чаще всего, пользователи ищут ответы на свои вопросы в интернете, здесь на помощь придет поисковой запрос пользователя, именно эту информацию хотел бы найти читатель. Используйте данные поисковых запросов для составления релевантного заголовка. Если заголовок заинтересует читателя, можно смело утверждать, что текст будет прочитан. Если же нет, будет совершенно не важно, что будет написано в тексте.
- Введение или общая информация
Введение не менее важно, чем правильно составленный заголовок. Во введении обычно дается общая информация о том, что узнает читатель из основного текста. Также во введении необходимо так «зацепить» читателя, чтобы он захотел прочесть весь остальной текст. Здесь же могут быть размещены те вопросы, на которые вы намерены дать ответы в тексте. Объем этой части не должен быть слишком большим, написать необходимо один абзац, но сделать его таким, чтобы читатель хотел узнать продолжение. Введение пишется после того, как основная часть текста уже составлена. Так велика вероятность того, что в нем будет отражена основная суть статьи.
- Основной текст
Написание основного текста предполагает определенные правила, пользуясь которыми можно значительно упростить задачу автора, составляющего текст и читателя, по восприятию его сути.
Во-первых, необходимо пользоваться подзаголовками. Они позволяют быстрее находить ответы на интересующие вопросы и визуально делят текст на смысловые части, что упрощает восприятие информации.
Во-вторых, использование абзацев также упрощает чтение текста и не перегружает читателя. Объем абзаца зависит от тематики статьи и стиля копирайтера.
В-третьих, текст не должен быть «сухим», необходимо поддерживать постоянный контакт с читателем посредством вопросов и обращений к нему.
В-четвертых, используйте изображения, дополняющие смысл текста или визуализирующие его содержание для улучшения восприятия читателем.
В-пятых, вместо перечисления чего-либо, используйте списки. Они могут быть маркированными или нумерованными. Списки выделяют основные положения, на которые следует обратить внимание, также позволяют легче воспринимать текст и повышают его релевантность в поисковых системах.
- Заключение или выводы
Текст обязательно должен иметь логическое завершение. В заключении или выводе можно прокомментировать все вышесказанное, предложить читателю поразмышлять над смыслом текста, оставить свой комментарий, отзыв, попробовать применить советы в жизни. Также можно дополнить заключение краткими тезисами из текста и подвести итог рассуждениям.
Подведем итоги
После того, как статья готова, необходимо еще раз проверить правильность применения структуры текста в вашей тематике, а также проанализировать статью на грамматические и пунктуационные ошибки. Перед тем, как сдать работу, обязательно прочтите ее еще раз, чтобы устранить все недочеты.
Подводя итог, следует сказать, что существует множество различных структур текстов, каждый из которых по своему уникален и применим в достижении той или иной цели (задачи). Также можно комбинировать стили и создавать что-то необычное и интересное читателю. Однако есть то, без чего ни один текст не обойдется – это его «скелет». Выглядит он следующим образом:
- Заголовок
- Введение или общая информация
- Основная часть текста
- Заключение или выводы.
Используя эту структуру, можно написать текст, в котором все составные части системы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, независимо от сферы его применения.