Найти тему

Самостоятельная покупка яхты в Финляндии


Как мы купили и оформили нашу яхту в Финляндии летом 2018 года.

Выбор, общение с продавцом, смотрины, покупка и самостоятельное оформление.

Предисловие или как мы дожили до этого.
(Можно пропустить)


К воде меня тянуло с детсва. Началось всё с байдарок и небольших походов по Вуоксе и Ладоге, затем обзавелся небольшим парусным катамараном и география путешествий расширилась до Белого и Баренцево моря.
В какой-то момент душе захотелось большего пространства, а телу большего комфорта(видимо дело к старости) и вот в 2012 году я прошел обучение на рулевого парусного судна в Центральном яхт-клубе Санкт-Петербурга и пришел в экипаж клубной яхты "Онега". Несколько лет практики и начались первые чартеры и первые самостоятельные путешествия по разным странам.
И вот в 2018 году сошлись звёзды и мы в складчину с другом приобрели нашу первую яхту. А теперь подробнее об этом.

Выбор

Всё началось с определения критериев, какая же лодка нам необходима. Определились, что нам нужна длина 35-40 футов, 3 каюты, гальюн с душем, оборудованный камбуз и надежный стационарный дизель.
Год выпуска до 1995, дабы не заморачиваться с НДС при хождении по Европе. Дислокация в Швеции или Финляндии, дабы недалеко было ехать на смотрины.
Поиски вели на сайтах
blocket.se и nettivene.com и приглянулись нам только два варианта из всего представленного там многообразия: benetau ocenis 35 в Хельсинки и GeabSea 36 в Гётеборге.

Решили начать с той, что поближе.
Слухи о том, что фины и шведы не отвечают на письма от русских и не хотят с нами иметь дело не оправдались(слава богу), и вот через час нам уже пишет хозяин лодки Сеппо и на доступном английском отвечает на все наши вопросы и высылает дополнительные фотографии судна. Переварив всю полученную информацию решаем ехать на осмотр.
Договорились с ним о дате и времени, он скинул координаты яхт-клуба, где стоит лодка и вот спустя три дня мы уже выезжаем в сторону русско-финской границы. Приехав на место встретили Сеппо. Он оказался приятным финским старичком, прекрасно и доступно разговаривающим на английском, который большую часть времени проводит в море на своих яхтах(к моменту продажи у него их было три), и приехавший на родину на три недели по каким-то своим делам.

-2

Лодка стояла в крытом элинге, без пера руля. Внутри оказался полный срач. Когда-то давно тут развели бурную деятельность по ремонту и переделке, но до конца не доделали. Различные запчасти, инструменты, банки с красками и разного рода мусор устилал всё ровным слоем.
Несмотря на весь этот бардак на лодке был полный комплект оборудования, хоть и очень старого, но в рабочем состоянии.

-3

3 каюты с освещением и шкафами, полностью оборудованный камбуз с плитой, духовкой и полным комплектом модной посуды. Прокачной гальюн с мойкой и душем, два танка под пресную воду по 200 литров каждый, с электропомпами для пресной и забортной воды. Из электрики 3 новых аккумулятора, старенькая радиостанция с простосупер тангеткой, древний автопилот автохельм, лаг и эхолот. Всё исправно.
Кнопки электрощита поначалу барахлили, но через 100500 нажатий стали исправно работать. Стационарный дизель Вольво пента 28 л.с.

-4
-5
-6
-7
-8

Добротный толстенный корпус
и соединение с килой нареканий не вызвали. Складной трехлопастной винт выглядел, как будто только из магазина.
Пара трещин в элюминаторах были отремонтированы. Мачты рядом с лодкой не было, она лежала в другом месте, на территории соседнего яхт-клуба.

-9

В общем судно нам понравилось и цена нас устраивала. Взяли пару дней на обдумывание, но уже на следующее утро написали, что берем.
Договорились с Сеппо, что за две недели он наведет на лодке порядок, установит перо руля, всё помоет и отполирует и покроет борт необрастайкой, а мы приедем, поможем со спуском на воду, оплатим и оформим документы.
Сеппо попросил аванс в 5000 евро на начало работ и для уверенности в нашем решении.
Перевели ему деньги на счет и стали ждать заветного дня.

-10

Покупка

За 2 дня до оговоренной даты списались и получили подтверждение, что всё готово, кран заказан и можно приезжать.

Так как это была среда, то поехать на спуск смог только я. Моя девушка Алла приезжала туда в четверг, а наш друг и компаньон Рустам в пятницу.
Планировалось, что я поживу на лодке, пока они приедут и мы вместе проведем саил-триал, оформим сделку и перегоним её в Котку, где будем стоять этот сезон. Но об этом позже.

Выехав на ночной маршрутке из Питера я оказался на месте в 7 утра. Сеппо еще не приехал и я куковал под дверями элинга около часа.
Встретившись, мы прошли к лодке и моему удивлению не было предела. Кроме покрашенного необрастайкой подводного борта на лодке ничего не изменилось. Перо руля все так же лежало в стороне, на лодке был все тот же бардак, при этом кран был им заказан на 12:00.
Оправдывая себя по дороге, чтобыло много дел и мало времени, Сеппо взялся за полировку надводного борта. Я же занялся рулем. Провозился часа 2, пока разбирался с правильной установкой пера и заводкой-натяжкой тросов. Успокаивал себя тем, что матчасть так или иначе нужно изучить подробно и лучше этим заняться сразу, чем когда-нибудь потом. Закончив с рулевым устройством прибрал основной мусор и принялся разбираться с проводкой воды и диагностикой всей системы. Помпы пресной и забортной воды оказались с трещинами, видимо в них осталась вода и зимой лёд сделал своё дело. Пока Сеппо ездил за новыми помпами я занял его место полировщика. Вернулся он довольно быстро. Пока я монтировал и проверял обновку он успел закончить борта и перезакать кран на 14:00, мотивировав это тем, что он уже стар и очень устал, ему нужно отдохнуть и пообедать. Мы отобедали в кафе при яхт-клубе и Сеппо отъехал на пару часов по своим делам, а я в это время продолжил изучать электрическую систему, заменил нерабочие лампы и кнопки в светильниках(запас всевозможных деталей по электрике и водопроводу у Сеппо был большой), отрегулировал ручки, поменял старые газовые шланги на новые.

-11
-12

К двум часам Сеппо вернулся с комплектом кранцев и двумя новыми газовыми баллонами. Тут же подъехал трактор погрузчик и началось самое интересное. Рабочий кран яхт-клуба оказался не тот, что был у элинга, а находился в паре перекрестков. Я впервые видел, чтобы большая лодка, 3,5 метра шириной, спокойно перемещалась по улицам города, занимая всю ширину проезжей части.

-13
-14

И вот мы под краном, концы заведены, лодка увешена кранцами, последние мазки необрастайкой в местах соприкосновения кильблоков и наша красавица наконец запарила в небе стремясь к водной глади финского залива. Привязавшись к бону извлекли стропы и завели двигатель. Заводится хорошо и работает ровно.
Перешли по морю в соседний яхт-клуб и мне впервые удалось ей порулить. Лодочка оказалась очень верткая и маневренная, пролезать через лабиринты яхт-клуба и швартоваться было одно удовольствие, особенно после чартерных 50-ти футовых лодок.

-15
-16

Настало время мачты.
Сняв её с полки специальной талью на колёсиках мы установили её на козлы и стали разматывать ванты, фалы и прочие штаги, попутно проверяя их целостность и крепления. Закончив с тросами мы принялись за проверку электрики и установку нового винд-инструмента(по договору Сеппо предоставлял нам новый взамен нерабочего старого). Происходило всё это мероприятие не быстро и когда мы подтащили мачту под ручной кран и подогнали лодку уже смеркалось.
Установить мачту вдвоем оказалось непростой задачей, ибо пока один попадает в степс, второй должен крутить лебедку крана и одновременно бегать заводить ванты и штаги. Провозившись со всем этим еще часа два, благо ночи у нас летом не темные и освещения яхт-клуба хватало, чтобы всем этим заниматься, мы перегнали лодку из-под крана на место и распрощались до утра.

-17
-18
-19

Около 3 часов ночи из Питера приехала Алла и мы еще пару часов отмечали приобретение и наводили уют в нашем новом доме.

Проснулись, когда солнце стало припекать через открытый форлюк.
Приготовив завтрак и немного прогулявшись, начали намывать нашу красавицу. Алла занялась внутренним марафетом, а я вооружившись шлангом и щеткой стал надраивать кокпит и палубу.
К полудню приехал Сеппо и привез целый фургон парусов, шкотов, чехлов и прочих вещей, описаных в договоре.
Мы установили гик, прикрепили лайзи-бэг, завели грот в мачту и геную в штагпирс. Ветра было мало и мы смогли поднять и провести диагностику парусов. Паруса конечно старенькие, но довольно толстые и прочные, дырок и надрывов нет, в общем еще походят)

Реализовали всю проводку шкотов, рифов и фалов и опять настал вечер.
Ночью должен приехать Рустам и мы договорились с Сеппо поехать утром всем вместе в банк, оплатить ему на счет оставшуюся сумму, получить там Bill of Sale и подписать Sale Agreement. Деньги мы привезли наличными в евро, дабы не терять на комиссиях при переводах между иностранными банками.

Так и поступили. Утром Алла осталась на лодке наводить свои порядки, а я с Рустамом и Сеппо поехали в банк. После всех формальностей в банке сели в кафе, взяли по пиву и подписали контракт о продаже.

-20

По скольку мы не собираемся ввозить лодку в Россию мы решили зарегистрировать её в Финляндии. Здесь этим занимается организация Traffi.
Чтобы оформить на себя лодку в Traffi русскому гражданину необходимы документы на лодку старого хозяина, контракт(Sale Agreement), содержащий все сведения о старом и новых владельцах, судне и оборудовании, и чек из банка об оплате(Bill of Sale). И еще заявление в Traffi на бланке с их сайта, заполненное на финском языке(с этим помог Сеппо и впоследствии гугл-переводчик). Добрались мы до перерегистрации только через месяц, но об этом будет отдельная история.

Покончив с формальностями мы вернулись на лодку и вышли все вместе на прогулку под парусами по местной акватории, обошли пару островов и вернулись обратно.
К тому моменту к нам приехал еще один наш друг Сергей, который хотел пойти с нами в переход до Котки.

-21

Почему именно Котка?
На это есть ряд причин. Во-первых я там уже бывал в далеком 2012 году и яхт-клуб и город мне очень понравились, во-вторых там стоял наш знакомый со своей лодкой и мы заранее знали условия стоянки, цена нас устраивала, плюс харбор-мастером там работал эстонец Свэн, который прекрасно говорит по русски. И в-третьих, от Питера это было совсем не далеко, чтобы каждые выходные можно было приезжать и выходить в море.

Пообедав и немного погуляв по окресностям решили не дожидаться утра, а выйти в вечер в сторону Котки. Прогноз был благоприятный и мы так и поступили. Разделились на две вахты и спокойно пошли между островов на восток. Штатного gps на лодке не было. В качестве навигатора мы использовали ноутбук с картами Open CPN и перед выходом Сеппо снабдил нас картами всего побережья Финляндии различных масштабов.
Так, под милые ночные беседы, поочередно проваливаясь в сон, к утру мы пришли в Котку.

Больше фото можно посмотреть на нашем сайте gonesailing.ru

-22
-23
-24

Продолжение следует...