Вместо предисловия.
Когда я садился за написание темы о броненосце «Адмирал Ушаков», все остальные «балтийцы» давно были готовы. Корабль береговой обороны, что в нем интересного, думалось мне. Но погрузившись в материал, я понял, что проект получился очень спорным и компромиссным. Служба в мирное время была весьма интенсивной, судьба – героической. Объем черновиков намекал разделить их на несколько статей, и перед Вами первая из них.
Его сделали для охраны столицы, он погиб на другой стороне планеты.
Что за зверь такой – броненосец береговой обороны? В России построили три корабля. В XX веке ими уже не занимались. Идея состояла в том, чтобы создать небольшой, дешевый, хорошо вооруженный броненосец. Литоральный корабль по нынешним временам. В 1889 г. задание передали МТК. Два года в МТК мучились с расчетами, скрещивая ежа с ужом.
К осени 1891 г. проект был готов. После всех одобрений чертежи отправили на верфь. В 1893 г. полет конструкторской мысли МТК прервался реалиями отечественного судостроения в виде перегрузки корабля. Сначала решили уменьшить бронирование, но здравый смысл победил. Постановили в среднем калибре использовать 120-мм пушки.
Как строили это чудо.
Броненосец законтрактовали Балтийскому заводу. В конце XIX века это предприятие считалось лидером отрасли. Сумма контракта составила 1175910 рублей. Сталь для корпуса получили с Путиловского завода.
В июне 1892 г. завод начал сборку конструкций.
Через месяц, в июле 1892 г., на Новом адмиралтействе заложили второй броненосец этой серии. Он получил название «Адмирал Сенявин».
Балтийский завод славился выстроенным механизмом кооперации между Морским министерством, верфью и подрядчиками. Работа на стапеле велась очень быстро. На корпус планировали потратить 16 месяцев. Спуск корабля на воду назначили на октябрь 1893 г. Его превратили в большой военно-морской праздник. Устроили торжественный салют и парад пароходов и яхт.
Масса коробки составила 1200 т., четвертая часть полного водоизмещения броненосца. Внутренние механизмы хотели монтировать на плаву. Через месяц поставили машины, а к февралю над корпусом выросли дымовые трубы. На дооснащение энергетической установки ушло 4 месяца. В июне 1894 г. впервые опробовали котлы и машины. Министерство торопило с испытаниями, завод упирался. Очень сложно ходить в море, если у твоего корабля еще нет мостика.
Подрядчики стали задерживать поставки, сроки поползли вправо. МТК, заваленный многочисленными проектами, отвечал не вовремя. Часть брони пришлось искать на Обуховском заводе, т.к. казенные предприятия не успевали. Бронеплиты для башен в итоге заказали в Америке. В 1892 г. с тем же Обуховским заводом договорились о контракте на восемь 254-мм пушек. Но изготавливали их 5 лет, подготовив орудия только к 1897 г.
Путиловский завод строил башни. К 1896 г. они были готовы и ожидали только обуховскую артиллерию. Осенью 1895 г. провели ходовые испытания. Результат на мерной миле составил 16,1 уз.
В сентябре 1897 г. броненосец ввели в строй.
5 лет на корабль в пять тысяч тонн. «Адмирал Ушаков» имел абсолютно стандартный для русских броненосцев силуэт. Только размеры его были меньше, чем у обычных эскадренных броненосцев того периода. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 8 отсеков.
Корабль ходил в «викторианской» окраске. Максимальная толщина броневого пояса равнялась 254 мм. Башни и боевую рубку прикрывали плиты в 178 мм. Четыре котла вырабатывали пар для двух машин. Их расчетная мощность составляла 5000 ЛС. Бункеры можно было загрузить на 400 т. угля. Этого хватало на 2000-2400 морских миль. Корабль был полностью электрифицирован. Его оборудовали разветвленной водоотливной системой. Имелась система пожаротушения: главная магистраль, насосы, краны и рукава.
Броненосец управлялся рулевой машиной с тремя штурвалами в боевой рубке и на мостике. Численность экипажа составляла 405 человек. Условия, в которых проживали люди, были весьма стесненными. Отчасти это объяснялось размерами корпуса, отчасти – невниманием МТК к бытовым удобствам на борту. Командиру, офицерам и кондукторам предоставлялись отдельные каюты. Матросам отводились места для сна в жилой палубе и спардеке. Части команды приходилось спать на своих постах.
Главный калибр – две сдвоенные 254-мм артиллерийские установки. Их дистанция – не более 63 кбт. Средний калибр – ничем не защищенные четыре 120-мм орудия на верхней палубе в районе скосов спардека. Любое попадание для этих орудий было бы фатальным. Все мостики, площадки, верхняя палуба были утыканы мелкокалиберной артиллерией. Шесть 47-мм, восемнадцать 37-мм пушек. Номенклатура вооружения большого броненосца в весьма ограниченном пространстве.
И если наличие такого количества мелкой артиллерии в условиях обороны берега еще можно как-то понять. То четыре торпедных аппарата с комплектом мин являлись пустой тратой жизненной важных квадратных метров. По бортам сделали складные шесты для противоминной сети. В ночное время для освещения вокруг использовались два прожектора на мачтах. На корабле имелись шесть магнитных компасов. Связь между отсеками осуществлялась с помощью телефонов и переговорных труб.
1898-1904 гг.
С момента вступления в строй броненосец регулярно привлекался к учебным походам. Долгое время он входил в состав Практической эскадры. Кампания 1898 г. продлилась для него четыре месяца, зимовка проходила в Либаве. Морское министерство практиковало отправку эскадренных броненосцев на зиму в Средиземное море. Благодаря чему кампанию 1899 г. «Адмирал Ушаков» провел под флагом командующего Практической эскадрой.
В ноябре 1899 г. «Генерал-адмирал Апраксин» из-за плохой погоды в Финском заливе сел на мель. В довершении всех бед он пропорол дно об грунт. Броненосец спасали всем флотом, корабли вышли из Кронштадта, Ревеля и Либавы. Но на пути к терпящему бедствие «систершипу» «Адмирал Ушаков» сам получил повреждения и был вынужден зайти в Ревель.
В 1900 г. флот проводил учения в районе крепости и порта Либавы. «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин» имитировали атаку с моря на береговые укрепления. В конце кампания корабли свели в Учебный артиллерийский отряд, «Ушаков» состоял в нем до 1904 г. К 1903 г. столь активное использование начало давать знать о себе. Часть механизмов требовала замены, а в августе в море сломался руль, и в порт пришлось идти малым ходом, маневрируя машинами.
Вторая статья посвящена событиям 1904-1905 гг.: мобилизации флота, дальневосточному походу Н.И. Небогатова и Цусимской трагедии.