Вот и 25 летняя княгиня Екатерина Алексеевна скучала на балу в честь именин супруга, пребывая в дурном настроении. Да и было от чего! Семейная жизнь совсем не радовала, только что родившийся сын не укрепил брак – супруг пренебрегал прелестями жены и, смеясь, именовал её «запасной мадам».
Молодая и цветущая женщина жизни без мужской ласки не мыслила и замену мужу , конечно, нашла. Да вот к несчастью милого друга Серёжу Салтыкова командировали служить послом в далёкие Европы…наверняка престолонаследный супруг Пётр Федорович распорядился.
-Позвольте представить Вам моего секретаря Станислава Августа Понятовского,- произнёс английский посланник Чарльз Хэнбери-Уильямс.
Княгиня подняла глаза и замерла – до того хорош был стоявший перед ней поляк, красив по иноземному, элегантен, ловок, образован, блестящ..столичный сердцеед и англоман.
Может и мелькнула в умной головке будущей императрицы мыслишка о происках британской разведки, но пылкая страсть уже закружила двух молодых людей всерьёз на долгие года.
Светский лев, пан Станислав влюбился не на шутку, как только можно влюбиться в 22 года юноше, в чьих жилах текла польская и итальянская кровь.
Черные волосы, восхитительная белизна кожи, большие синие глаза навыкате, многое говорившие, очень длинные черные ресницы, острый носик, рот, зовущий к поцелую, руки и плечи совершенной формы, средний рост — скорее высокий, чем низкий, походка на редкость легкая…
(Описание Екатерины из мемуаров Понятковского)
О серьёзности отношений говорили также слухи о ребёнке, дочери Анне, которую супруга великого князя якобы родила от польского красавца. Тайная сладкая связь поддерживалась в условиях строжайшей конспирации, первое свидание устроил повеса и шутник Лев Нарышкин, приятель Екатерины и друг Станислава.
Но, как пела Алла Борисовна, жениться по любви не может ни один король, и в дела Купидона вмешался грозный Марс и прочие зловещие планеты.
Время шло, менялась ситуация, менялась сама Екатерина…
Настал день, когда поляка всё таки поймали по пути в спальню возлюбленной, доставили к мужу, тот допросил и велел спустить с лестницы взашей… Некрасиво как то получилось для дипломата…полномочного посла Речи Посполитной, каковым стал Понятковский к тому времени.
А тут ещё императрица-свекровь Елизавета Петровна заподозрила невестку в заговоре и полетели головы: фельдмаршала Апраксина казнили, канцлера Бестужева- Рюмина сослали, а посланников Англии и Польши попросили вон из России, не дав отзывных писем.
А ведь такие надежды были у графа Понятковского ! Чем чёрт не шутит, вот ведь польский королевич Владислав чуть-чуть не взошёл на русский трон!!!
Отчаяние влюблённых было неподдельным, но значимые события последовали стремительной чередой и сердечные раны затянулись.
Умерла Елизавета. Взошел на трон Пётр III. После переворота в 1762 г. Екатерина II становится императрицей Росси.
Любовник кинулся паковать чемоданы в надежде стать супругом самодержицы, но получил письмо.
«Убедительно прошу вас не спешить приездом сюда потому, что ваше пребывание при настоящих обстоятельствах было бы опасно для вас и очень вредно для меня... Пишите мне как можно меньше или лучше совсем не пишите без крайней необходимости .»
(Из писем Екатерины в Польшу)
По сути это означало полный разрыв отношений, во что самолюбивый поляк не мог поверить.
А Екатерина уже была увлечена брутальным гвардейцем Григорием Орловым, который вместе с братьями помог ей взойти на трон.
Станислав Понятовский остался единственным любовником- иностранцем российской царицы. Впоследствии она предпочитала исключительно российских граждан.
Далее любовь кончается и начинается политика. Конечно, и этому любовнику нашла применение Великая. Для решения «польского вопроса» она с помощью 30 тысячной армии и подкупа помогла ему стать королём польским и великим князем литовским Станиславом II Августом.
Дальше всё очень исторически, но грустно в плане любви. Царствование Станислава II закончилось разделом Польши и прекращением существования Польского государства на долгих сто лет. Все эти годы Екатерина поддерживала короля, после отречения от престола Понятовский по её приглашению перебрался в Гродно, а затем в Петербург.
Я совершил много неблаговидных поступков, пребывая во власти любви к прекрасной женщине.
(из мемуаров Станислава Понятковского)
После всей этой истории Екатерина и Станислав встречались только однажды . В Крыму в 1787 г. Ему было тогда 55 лет, ей – 58. Двум царственным особам не удалось вернуть прежние чувства.
А вот и лайфхак:
Совет : если вы связались с венценосной особой (альфа-самцом или первым парнем на деревне), то будьте готовы к тому, что корону вы , возможно получите, а вот нормальное семейное счастье - вряд ли. Работает в обе стороны…
Если понравилось – поддержите подпиской. Автор очень старается для вас. Лайк или коммент мне также очень важны. Спасибо.