Найти тему
Древний Мир | История

Что не так с гладиаторскими боями в кино?

Оглавление

О, сколько фильмов о древнем Риме показывают поединки гладиаторов! И все они повторяют одни и те же ошибки. В качестве примеров я буду использовать только фильм «Гладиатор» режиссера Ридли Скотта и недавний телесериал «Спартак» канала Starz, как наиболее типичные.

Обмундирование гладиаторов

Вооружение и доспехи гладиаторов были строго регламентированы. К примеру фракиец носил шлем с высоким гребнем, имел понож на левой ноге, манику (особый вид наруча) на правой руке, щит и был вооружен кривым фракийским мечом.

Основные виды гладиаторов. Слева направо: секутор, гопломах, провокатор, ретиарий, мирмиллон, фракиец.
Основные виды гладиаторов. Слева направо: секутор, гопломах, провокатор, ретиарий, мирмиллон, фракиец.

Мирмиллон — носил шлем, с гребнем в виде рыбы, короткий и прямой меч — гладиус (отсюда и название — гладиатор), башенный щит, манику и поножи. И так далее. Вооружение каждого вида гладиаторов было строго определено и регламентированно.

Кадр из фильма «Гладиатор»
Кадр из фильма «Гладиатор»

Кроме того, были регламентированы и противостояния типов гладиаторов. Так ретиарии обычно сражались против мирмиллонов и секуторов. Фракийцы — против гопломахов и мирмиллонов и т.д.

Любители гладиаторских боев спорили о нюансах того или иного противостояния (напр. ретиарий против мирмиллона) также как современные болельщики рассуждают о тактике в футболе или хоккее.

Кадр из телесериала «Спартак»
Кадр из телесериала «Спартак»

Поэтому появление на арене гладиатора без шлема, зато в доспехе полностью закрывающем его тело и щитом, вызвало бы негодование и недоумение у публики. Это бы выглядело, как если бы боксер вышел на ринг с кастетами вместо перчаток — глупо и бесчестно.

Структура древнеримских зрелищ

Современное кино также упускает и то, как были организованы зрелища в древнем Риме. Игры продолжались с утра и до вечера и делились на три части.

Утренняя часть игр была посвящена сражениям с дикими животными. Против них сражались бестиарии, которые даже не считались гладиаторами. Также в первой части игр принимали участие венаторы — нечто среднее между укротителями и охотниками. Они «охотились» на арене, причем не обязательно на опасных животных, например на ланей, верблюдов или даже кроликов, а также исполняли различные трюки с дрессированными хищниками. Смысл этих игр состоял в том, чтобы продемонстрировать превосходство Рима над дикой природой и над окружающими Рим народами.

После полудня в играх делался перерыв и наступала вторая часть, посвященная публичным казням. Смысл этой части был в демонстрации торжества римского государства над преступностью.

В вечернее же время начинались гладиаторские бои. Гладиаторы сражались как в парах, так и группами. Часто они должны были разыгрывать знаменитые исторические или мифические битвы. Смысл, который вкладывался в эту часть игры, состоял в демонстрации римской смелости, умения владения оружием и отваги перед лицом смерти.

В фильмах эти три фазы часто смешивают или пропускают ради придания драматизма повествованию, для более быстрого развития событий или просто из-за плохого владения историческим материалом.

Кадр из фильма «Гладиатор»
Кадр из фильма «Гладиатор»

Так в фильме «Гладиатор» Максимус в своем втором поединке вынужден сражаться против тигра, хотя он, в общем-то не бестиарий, а гладиатор, а гладиаторы против зверей никогда не сражались.

Кровопролитие на арене

Главная и самая важная ошибка, в изображении гладиаторских боев, состоит в гиперболизации кровопролития на арене. В общественном сознании гладиаторский поединок воспринимается, как поединок до смерти, хотя это не так.

Большая часть боев допускала капитуляцию в случаях если:

  • один из гладиаторов полностью выбивался из сил;
  • один из гладиаторов получал травму, делающую невозможным продолжение поединка
Кадр из телесериала «Спартак». Жест «миссио».
Кадр из телесериала «Спартак». Жест «миссио».

В таких случаях гладиатор поднимал два пальца вверх, показывая, что он сдается. Тогда устроитель игр мог либо пощадить побежденного гладиатора, либо приказать победителю убить побежденного.

Обречь побежденного на смерть могли разве что если, по мнению толпы и устроителя игр он не показал достойной схватки, проявил трусость или сражался бесчестно. Гладиатор, который сражался отважно и упорно, в подавляющем большинстве случаев оставался жив даже в случае поражения. Кроме того, жест «миссио» не считался чем-то бесчестным или недостойным, как это показано, например, в телесериале «Спартак».

Большой палец вниз. Жест означающий смерть побежденного гладиатора. Кадры из фильма «Гладиатор»
Большой палец вниз. Жест означающий смерть побежденного гладиатора. Кадры из фильма «Гладиатор»

Вопреки распространенному мнению римляне смотрели гладиаторские бои вовсе не для того, чтобы посмотреть на смерть гладиаторов. По крайней мере не в большей степени, чем поклонники гонок Формулы-1 или NASCAR смотрят гонки, чтобы увидеть гибель гонщиков.

Кадр из телесериала «Спартак»
Кадр из телесериала «Спартак»

Зрители хотели видеть мастерство и умение во владении оружием, отвагу, умение «переиграть» оппонента и т.д. Безусловно, риск во время гладиаторских боев, был гораздо больше, чем в любом из современных видов спорта. Гладиаторы весьма часто погибали от неоперабельных ран, полученных в схватке или артериального кровотечения. Однако в среднем потери среди гладиаторов в результате игр редко превышали 5-10 процентов. Однако никогда смерть гладиаторов не являлась целью проведения боев. Скорее она была его побочным эффектом.

А какие фильмы вы знаете, с реалистичным изображением гладиаторских поединков?

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Александр Петров