ОНФ опубликовал Заключение экспертов ОНФ по материалам проекта завода по термическому обезвреживанию твёрдых коммунальных отходов мощностью 700 000 тон ТКО в год (Тимохово). Известные в своей области эксперты-экологи И.М.Мазурин, В.В.Сосновцев и М.А.Порохов рассмотрели материалы проекта МСЗ "Чистой страны".
Основные тезисы таковы:
- проектная документация не полная, указанные балансы газов и примесей в них неточны или отсутствуют;
- отсутствуют тепловые балансы, что ставит под сомнение целесообразность;
использования МСЗ в качестве электрогенерирующего предприятия; - финансовая выгода данного завода не обоснована экономическими изысканиями;
- нет адекватной химической модели выбрасываемых в атмосферу газов; - не указаны данные по площади загрязнения почв и распределению ядовитых примесей; - не обозначен срок эксплуатации МСЗ;
- нет полных данных по фильтрам, не определено место складирования израсходованных токсичных реагентов;
- вызывает сомнение вывоз 260 тыс. тонн шлаков в год в Томск;
- не рассмотрены альтернативные технологии утилизации ТКО с более высокими; показателями выборки ценных фракций и более низким негативным влиянием на окружающую среду;
- не представлен анализ альтернативных мест размещения МСЗ;
- в системе контроля за выбросами, предусмотрен мониторинг только 3-х веществ (хлористого водорода, диоксида серы, оксида углерода), а более 40 веществ из списка выбросов никак не контролируются;
- нет санитарно-эпидемиологического заключения по проекту.
Выводы:
- проект неполный и недостоверный;
- доля сжигаемого ТКО меньше доли газа, который также будет использоваться на МСЗ;
для выработки электроэнергии в результате теплового обмена. Такое электричество будет стоить в 7 раз дороже обычного;
- МСЗ будет выделять 2400 тонн вредных веществ 1-3 классов опасности в год, из которых как минимум 2 тонны аналогичны боевым отравляющим веществам;
- в отличие от западныхх аналогов с 5-6 ступенчатыми системами фильтрации, на заводах "РосТеха" будут стоять 3-ступенчатая, которой недостаточно для серьезной очистки выходящих газов;
- экономический ущерб от данного предприятия может достигать триллионов рублей;
- через 10 лет работы такого завода диоксины распространятся на площадь до 100 квадратных километров;
- реализация проекта противоречит ст.3 п.п.1,2 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Надо сказать, что данное заключение не первое в своём роде, так как аналогичное, по материалам ОВОС, появилось еще в апреле 2018-го года по симметричному объекту в Наро-Фоминском районе в д.Могутово: https://rpcecor.ru/news/870-eksperty-onf-protiv-musoroszhigatelnyh-zavodov-v-moskovskoy-oblasti.html
Также необходимо отметить, что эти заключения имеют статус внутренних записок в самом ОНФ и никоим образом не являются юридическим документом, даже несмотря на авторитетные имена и фамилии экспертов. В данном случае предоставлены краткие тезисы и выводы, основываясь на которых можно проводить общественную или государственную экспертизы.
Однако, необходимо понимать, что согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, так или иначе направляется на рассмотрение в органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные организации и иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Таким образом, рассматривать результаты будут те же лица, что и заинтересованы в реализации программы, подвергнутой экспертизе.