Найти тему

Петровские ассамблеи: работать и веселиться по-царски

Пётр I, как известно, человек был энергичный – уйму государственных дел переделал, и от подданных тоже требовал не сидеть сложа руки. Так что можно подумать, что в те времена и веселиться-то было некогда, ан нет! К делу досуга император подошёл со всей ответственностью и царским размахом.

В 1718 году появился указ Петра об ассамблеях. Так назывались на французский манер собрания, которые устраивались «не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить» (всё-таки царь оставался верен себе и о заботах государственных не забывал даже на «корпоративах»).

Первая ассамблея состоялась в этом же году в доме П.И.Бутурлина. Потом они стали устраиваться поочерёдно в домах знатных людей – обычно два раза в неделю. Об ассамблеях извещали барабанным боем и объявлениями на перекрёстках.

Но это, конечно, не значило, что «на огонёк» мог зайти кто угодно прямо с улицы. Список гостей утверждал лично Пётр. Приглашались не только дворяне, но и купцы, приказчики, старшие мастеровые. Без иностранцев также не обходилось. Ну и, конечно, редкая ассамблея проходила без самого императора.

Гости приезжали с жёнами и дочерьми. Впервые женщины получили возможность выезжать «в свет». В допетровское время ни о чём подобном и речи не было: девицы сидели в теремах, шили, пряли, слушали рассказы богомолок да песни и сказки мамушек-нянюшек. Теперь же они учились одеваться по-европейски, танцевать «галантные танцы» и вести светские беседы. На ассамблеях полагалось говорить о политике, науке, искусстве и модах.

Но оказалось, что это не так уж и просто. Поначалу новые развлечения совсем не были похожи на развлечения: все сидели, как немые, и смотрели друг на друга. Дам и кавалеров смущала новая неудобная одежда, мешали замысловатые причёски и парики. Потом все освоились, привыкли, научились правильно держаться и вести себя в обществе. Не напрасно пленные шведы за хорошее вознаграждение обучали молодёжь в боярских домах заморским манерам и танцам. Вот тут-то и началось настоящее веселье!

Хозяин дома обязан был выделить для гостей четыре комнаты – в одной беседовали старики, в другой развлекалась молодёжь, в третьей курили табак и пили вино, в четвёртой играли в шахматы или шашки, карт Пётр I не любил.

Были в программе вечера, конечно, и танцы. Они делились на церемониальные и английские. К первым относился, например, менуэт с его медленными движениями, мелким шагом и изящными позами. Это был парный танец. Англез (из английских) тоже танцевался в парах и выглядел, как пантомима, ухаживания кавалера за дамой. В алеманд, также английском танце, женщины становились по одну сторону зала, мужчины по другую. Под медленную музыку они приседали в реверансах, потом брались за руки и танцевали по кругу. Затем начинался быстрый мотив и танец оживлялся.

Бывало, что веселье доходило до того, что танцующие вместе с музыкантами обходили весь дом, на ходу выдумывая новые па. Часто главным выдумщиком был сам Пётр, возглавлявший процессию с супругой Екатериной. Так что неугомонный император и здесь подавал пример подданным – и работать умел хорошо, и веселиться как следует.

Поддержите наш проект, если понравился материал!
Весь контент Знай Города — это не только наши силы и умения, а еще и внешние ресурсы, время и иногда даже техника.

Больше текстов о городе!