Начало Часть I, Часть II, Часть III
* * *
Во время налета рейнджеров на стоянку индейцев-команчей на реке Пиз 18 декабря 1860 года сыновьям Синтии Энн Паркер и Пета Нокона удалось избежать засады, оставленной капитаном Россом на возможном пути отступления краснокожих. Они были одни из немногих, кому удалось выжить в этой бойне.
Отец был убит, мать увезена к своим белым родственникам, а племя уничтожено. 14-летний Куана вместе с братом остались одни и без средств к существованию. Тем не менее, его веселый нрав, харизма, сила и незаурядные способности охотника и воина сослужили ему добрую службу в другой кочевой группе команчей-квахади, где вождь Дикий Конь взял его под свою опеку и признал приемным сыном.
Всего лишь через три года Куана стал вождем собственной группы молодых воинов, с которыми он охотился на бизонов на обширной территории от Мексики до Канзаса.
Смерть отца и утрата матери с сестрой ожесточили сердце Куаны, и он противился всем попыткам белых установить мир с индейцами, приняв участие во многих боевых рейдах и стычках с воинскими частями американцев. Он отказался подписать мирный договор в Медисин-Лодж-Крик в 1867 году, по которому команчи должны были уступить свои земли в обмен на резервацию в Оклахоме.
Команчи-квахади не собирались покидать Техас и отказались из кочевых охотников превращаться в фермеров. Следующие семь лет Куана провел в непрекращающемся открытом сопротивлении, нападая на поселения белых американцев.
Весь 1870 году индейцы вели себя особенно дерзко. И в октябре 1871 года властями была предпринята попытка совершить карательный поход против команчей-квахади, который возглавил полковник Маккензи с 600 кавалеристами. Экспедиция была крайне неудачной и унизительной для Маккензи: индейцы угнали у него 70 лошадей, по сути обездвижив отряд. Покарать команчей тогда, к бешенству полковника, так и не удалось.
Зимой 1873/74 года равнины оказались завалены миллионами туш мертвых бизонов. По решению властей животных убивали, в результате чего в племенах охотников наступил голод.
В июне 1874 года команчи попытались объединиться с племенами кайова и шайен, и силами нескольких сотен воинов атаковали белых охотников на бизонов в Эдоуби-Уоллс. Охотники успешно отбились своими дальнобойными ружьями, но это нападение послужило началу новой «Войны на Красной реке». Набравшаяся опыта американская армия, уничтожая не только индейцев, но используя тактику выжженной земли, уничтожая стоянки и скот, неотвратимо приближала поражение индейцев.
Постепенно команчи начали сдаваться и 2 июня 1874 года Куана Паркер во главе своих четырех сотен воинов прибыл в форт Силл и тоже сдался. Там же он узнал о судьбе своей матери, умершей в 1870 году.
Последняя война на Южных равнинах закончилась.
Начался один из самых интересных периодов жизни Куаны. Обосновавшись в резервации в Оклахоме, он смог убедить соплеменников подчиниться власти белых. Кровь его белых предков наделила его острым деловым чувством. Он давно понял - чтобы выжить, индейцам придется принять правила белого человека. И он изменил свой образ жизни и сделал всё, для того облегчить положение своего народа, умно и прагматично руководя племенем.
Он поддержал строительство школ в резервации и призвал молодежь учиться у белого человека. Он способствовал развитию разведения скота и стал одним из самых успешных и богатых скотоводов. Своих последователей он убеждал строить дома и заниматься сельским хозяйством. Куана исполнял обязанности судьи в резервации и способствовал созданию индейской полиции.
Проявив деловую хватку и вложив около 40 000 долларов в акции железной дороги Quanah, Acme и Pacific Railway, он стал очень богатым человеком. Сдавая пастбища в аренду белым поселенцам за 100 000 долларов в год, он увеличил фонды своего племени. В качестве представителей команчей он часто ездил в Вашингтон. В такие поездки он одевался в европейскую одежду и приезжал в сопровождении одной из жен, передвигаясь в прекрасной коляске, запряженной великолепными серыми лошадями и останавливался в отеле. Правда, жены, как правило, никогда не ночевали в отеле, предпочитая разбивать лагерь где-нибудь за городом на ручье.
Закончив с войной в 1874 году, Куана старался поддерживать дружелюбные отношения с белыми людьми. Он был гостеприимным хозяином и часто приглашал знакомых в свой дом в горах Оклахомы. Роскошный дом имел 14 комнат, где его 25 детей и 7 жен жили в мире, согласии и комфорте.
Он стал знаменит и считался главным вождем команчей, хотя такого звания никогда не существовало в его племени. Но, тем не менее, его авторитет был непререкаем. Он смог установить дружеские отношения со многими известными людьми и политиками, и в 1905 году Теодор Рузвельт пригласил его на свою инаугурацию. И в ответ сам также посетил знаменитый «Звездный дом» Куаны в Оклахоме.
Куана Паркер не отказался полностью от своего прошлого, от многоженства и от традиций своего народа. Он оставил свои длинные косы и не принял христианство, хотя его сын Уайт Паркер стал методистским священником. Куана был членом Церкви коренных американцев, где практиковали пейотизм в культурно-церемониальных целях.
В 1911 году, вернувшись домой после посещения племени шайенов, почувствовал себя плохо и 21 февраля умер в возрасте 64 лет.
По словам современников Куана Паркер прошел в течение своей жизни путь от воина каменного века до государственного деятеля в эпоху промышленной революции и принял ответственность за руководство всем племенем команчей на трудном пути к их новому существованию.
***
Экспансия белых переселенцев имела для индейских племен необратимый характер, вследствие колонизации, использующей любые, даже самые циничные средства для проведения геноцида коренного населения.
Но среди представителей белого населения были люди, искренне уважавших и полюбивших традиции, историю и быт индейцев и оставившие свои воспоминания о пребывании среди индейцев, имеющие много этнографических подробностей.
Таким человеком был американский путешественник, писатель и этнограф Джеймс Шульц, проживший в племени пикуни из конфедерации черноногих более 15 лет, с 1878 года.
Он написал множество интересных книг, одна из которых называется «Моя жизнь среди индейцев».
Но это уже другая история…
Начало Команчи, Часть I, Часть II, Часть III