Каждая из нас сталкивалась с таким явлением, как сплетни. Кто-то не «без гнева и пристрастия» говорит о людях, кто-то «из мухи делает слона», кто-то «считает кумушек», вместо того чтобы «на себя оборотиться», а кому-то доводилось испытывать «мильон терзаний», будучи жертвой клеветнических измышлений. Однако ни образцы фольклорной мудрости, ни портреты из классической литературы, ни существующие правила речевого этикета, ни законы, предусматривающие наказание за клевету, ничему нас не научили.
Древний обычай
И в старые добрые времена далеко не все следовали заповеди «Не судите, да не судимы будете», не каждый мог «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Также не стоит ошибочно полагать, что сплетни – это удел женщин: «Не уносится ни баба со сплетней, ни курица с яйцом». Испокон веков и мужчины владели «искусством сплетен», занимались тем, что называется «наводить тень на плетень». Но распространять слухи, сплетничать было опасно для жизни.
Делом чести мужчины считалось вызвать на дуэль господина, нелицеприятно о ком-то отзывающемся. Правда, господами таких людей не величали, а называли нескромными пересказчиками, заглазными пересудчиками, смутьянами и баламутами. Общающегося с подобным типом или дамой, переносчицей слухов, предупреждали: им не верьте, они оглашенные сплетники. Все искажалось и преувеличивалось, пройдя целый ряд такого рода рассказчиков, которых приличные люди избегали и в свой дом не приглашали.
Сплетники везде
Глагол «сплетать/сплести» в нашем языке имеет переносное значение – перепутать услышанное, придумать, переврать, рассказать что-то в собственной интерпретации. Многие это хорошо усвоили и не только все сказки знают, но и свои сплетают. Поэтому ежедневно приходится слушать, а иногда и выдавать информацию, основанную на неточных или заведомо неверных сведениях. От случая к случаю все люди, за малым исключением, со всеми их половыми, возрастными, психологическими, культурными, образовательными и другими особенностями, «запускают уток», распространяют слухи, преподносят уроки клеветы, рассказывают о «развесистой клюкве».
Сплетником у нас может стать любой, не зависимо от уровня развития интеллекта и занимаемого положения в обществе. Сплетников мы можем встретить везде.
Формулы вежливости
Языки народов мира значительно различаются между собой степенью этикетности. В частности, высокой мерой разработанности специальных вежливых форм характеризуется японский язык. Французская речь образованных слоев населения сформировала особый тип беседы. Во многих странах нормы речевого взаимодействия каких-то групп общества записаны и распространены в печатном виде.
Существуют и в русском языке универсальные речевые законы, зафиксированные в различных стилистических пособиях. Эти правила в общем виде даны в фольклоре. В краткой форме речевой этикет, касающийся всякого рода сомнительной информации, представлен в пословицах и поговорках. По мнению ученых, их необходимо рассматривать как формулы вежливости и использовать как обучающие сентенции.
Чем почти все мы обделены
В нашей стране проблемы речевого взаимодействия людей изучают филологи, психологи и даже юристы. Если за неумение пользоваться ножом и вилкой подвергают словесному осуждению, за переход улицы в не установленном месте – штрафу, за нарушение правил игры в футбол удаляют с поля, то игнорирующего речевой этикет могут и осудить словесно, и оштрафовать, и удалить из коллектива… Несоблюдение любых правил чревато наказанием. Однако все мы страдаем или приносим страдания другим людям из-за словесной несдержанности, грубости.
Такое положение дел можно объяснить отсутствием у многих из нас такта. Это французское слово переводится как «прикосновение», «чувство», «осязание» и означает умение сделать или сказать что-то кстати, со вкусом, а также согласность, стройность в поступках и речах. Беда в том, что все мы стали менее внимательными друг к другу, а значит, менее тактичными.
Человек тактичный
Прекрасно, если у кого-то есть врожденное или благоприобретенное чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения в обществе. Тактичный человек предвидит реакцию собеседника и уважает его точку зрения. Он никогда не позволит себе едкого замечания в чей-то адрес, не будет разжигать страстей, нарушать согласие и спокойствие окружающих. Он дипломатичен в самом хорошем смысле этого слова. И оттого всякий, рядом с ним находящийся, чувствует себя правильно понятым и окруженным искренним вниманием. В разговоре тактичного человека не надо предупреждать: «Пусть это останется между нами», - он умеет хранить тайны.
К сожалению, поведение тактичного человека невозможно взять за буквальный эталон, за систему этических норм. В понятие «такт» заложено нечто врожденное, созидательное, стремление к упорядоченному ритму жизни, из чего и рождается гармония. И все-таки каждой из нас необходимо воспитывать в себе и прививать детям своим чувство такта.
Татьяна Порецких