Найти тему
Правмир

Обязательно ли целовать руку священнику?

В церковь стала ходить относительно недавно, и все никак не могу привыкнуть, что после службы, подходя под крест, нужно целовать руку священнику. А главное - не могу понять, зачем это? Просто норма этикета или есть какое-то каноническое обоснование? Заметила недавно, что не во всех храмах это практикуется. И еще: если откажусь поцеловать руку священнику, он обидится?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

- А еще принято целовать руку священнику, когда просишь у него благословение. Это многовековая традиция почитания священного сана, носителем которого является священник. Кстати, священники целуют руку благословляющего их епископа а также при братском приветствии друг друга.

Целованием икон и креста мы проявляем любовь ко святыне. Точно такой же святыней является и священный сан. Икона сделана из дерева и краски, иногда из бумаги, крест тоже деревянный или металлический, но мы целуем святыню, а не материал, из которого эта святыня изготовлена. Также и с носителем священного сана: мы целуем руку не некоему мужчине, а проявляем почтение благодати, почивающей на этом пастыре.

Можно ли не целовать руку священнику? Можно, ведь мы не обязаны даже подходить к кресту после богослужения, не обязаны и целовать иконы в храме. Но, каждый раз отказываясь от чего-то традиционного, мы понемногу лишаем себя всей полноты. В данном случае — полноты благодати.

Граница между воцерковленной жизнью и состоянием «Бог у меня в душе» очень размыта и лучше не лишать себя той благодати, которую мы незримо получаем от Бога через видимые действия: через целование икон, через помазание освященным елеем, через целование благословляющей руки священника.

Может ли обидеться священник, которому Вы не поцелуете руку. Может и обидеться, священники тоже бывают разные. Но, чаще всего, священники на это не обижаются, только расстраиваются, что в них видят не только священнослужителя, но еще и просто человека. Священник и сам знает, что он еще и человек, но при совершении богослужения он стремится оставить всё человеческое и всецело посвятить себя служению Богу.