1. В вагонах грязь, никто не хочет заниматься уборкой.
Состояние подвижного состава на некоторых направлениях в действительности оставляет желать лучшего. Грязные (а то и порванные) сиденья, заклеенные скотчем форточки, грязь на окнах, в салоне в целом - это ещё вершина айсберга, не говоря уже о благовониях в туалетах, в которые не каждый человек осмелится зайти. Частично это оправдывается тем, что провести полноценную уборку состава не предоставляется возможным из-за выстроенного графика выходов электричек на рейсы - банально нет или не хватает времени.
2. Летом в поездах - духота, зимой - собачий мороз.
Конструкция устаревших пригородных поездов на текущий момент такова, что в летнее время, когда пассажиропоток максимален, не обеспечивается должным образом вентиляция и приток свежего воздуха. Часть новых поездов также была построена не с выдвижными, а с откидными форточками, которые и без того уменьшают приток того же воздуха. Такие поезда в народе были названы "душегубками".
В зимнее же время, из-за несвоевременного обслуживания поездов, некоторые вагоны могут не отапливаться, ещё более ситуацию могут усугубить не закрывающиеся двери в тамбурах, и как итог - в вагонах температура падает ниже нормативных +11 градусов.
3. Стоимость проезда слишком высокая.
Стоимость проезда устанавливается субъектами РФ самостоятельно с учётом экономической ситуации в стране, а также с желанием сбросить с себя балласт по компенсации выпадающих доходов пригородным перевозчикам. У некоторых регионов с большим пассажиропотоком в электричках это удаётся, и всю сумму платить придётся, разумеется, пассажиру. Там, где это не удаётся - пассажир платит установленную регионом стоимость, а остальное, грубо говоря, доплачивает регион.
Повлиять на стоимость проезда самостоятельно пассажиром, как правило, невозможно.
4. На станциях медленно оформляют билеты, а автоматы через раз не работают.
Интернет пестрит негативными отзывами касаемо неудовлетворительного обслуживания пассажиров. Например, в час пик может работать всего лишь одна касса, а автомат по продаже билетов может или не работать, или вовсе сломаться в самый неподходящий момент. В результате, пассажир может либо опоздать на электричку, либо он будет вынужден оформлять билет у контролёра со сбором в 100 рублей (в подмосковных электричках, в региональных сбор может быть другой величины).
5. Электрички, в которых народ катается, повидали чуть ли не самого Брежнева.
В начале 2010-х годов, когда соответствующая реформа была в самом разгаре и создавались пригородные пассажирские компании, последним была поставлена задача - выйти на самоокупаемость и закупать новые электрички самостоятельно. Однако, к этому ни перевозчики, ни региональные власти не были готовы. Это породило кризис пригородных перевозок, когда денег не хватало не то, чтобы новые электрички купить, но и даже возить людей на существовавших. Даже несмотря на принятые в 2015 году государственные меры поддержки, погоды абсолютно не сделали. Да, пригородные перевозки в целом стабилизировались, в Москве и области начали понемногу закупать новые электрички, но в большинстве своём, общий парк поездов стремительно устаревает, и составы списывают быстрее, чем их приобретают. Стоит отметить, что РЖД уже, в свою очередь, тоже неоднократно планировала отказаться от закупки новых электричек, по причине, указанной в начале абзаца.
6. Деньги с билетов уходят непонятно на что.
После создания пригородных пассажирских компаний, структура расходов стала ещё запутаннее и непонятнее для подавляющего большинства населения. Доходило вплоть и до того, что в непонятках были и региональные власти, которым пригородные компании не особо и хотели пояснять, за что с них требуют такие деньги (счёт идёт, как правило, на сотни миллионов рублей). Помимо всего прочего, некоторые перевозчики занимаются откровенно коррупционной деятельностью, крышеванием торговцев и кумовством (особенно это касается Центральной ППК). Что больше всего удивляет - никто из известных изданий/блогеров/и тд не удосужился даже провести собственное расследование до сих пор, хотя объём всех пригородных перевозок в стране по деньгам явно превышает 100 с лишним миллиардов рублей в год.
7. Никто не хочет зачищать электрички от бомжей и прочих сомнительных личностей.
И не будут этого делать, так как в первую очередь перевозчиков интересуют вожделенные денежки от пассажиров (либо хотя бы документы, подтверждающие право льготного проезда). Смердит в электричке? Да и что, проезд оплачен, пусть дальше смердят на здоровье. Чоткие пацанчики сидят, распивают пивасик и мешают другим? Деньги на билет, как и на пивко нашлись? Замечательно, продолжайте буянить, а то, что кому-то там через 5-10 минут набьют морду по пьяни - это проблемы потерпевшего. Главное - ничего в электричке не разбили.
8. Перевозчик занимается целенаправленным членовредительством.
Это является совокупностью некоторых пунктов выше - в особенности, по части условий проезда внутри поезда, оформлении билета или талонов, прохождению через турникеты, кумовстве, и тому подобного. Это может подаваться под разными соусами, как-то "в целях улучшения обслуживания пассажиров", "в целях пресечения безбилетного проезда", "в целях антитеррористической безопасности", и так далее. Далеко смотреть не нужно - можно посмотреть на то, как соорудили турникетный павильон в Нахабино, где пассажиры без конца давятся в очереди на выход. Ну, или вспомнить, как приближенные к перевозчику люди "отмодернизировали" систему продаж за миллиард рублей, после чего билеты покупались через раз, турникеты при записанном абонементе не открывались и ещё много чего интересного.
9. Контролёры в электричках ведут себя вызывающе, лезут в драку с пассажирами.
В подмосковных электричках с 2016 года появились контролёры-кассиры особого назначения, которые, вроде как должны подавлять безбилетный проезд в электричках. Однако, это постоянно вливается в стычки и драки даже с теми пассажирами, которые платят за проезд, но и в то же время, мешают им работать - курят, делают замечания на неправомерные действия контролёров. В интернете гуляет полно видео с драками в электричках, последняя наиболее известная стычка с переходом на массовую драку произошла 8 февраля (на момент написания статьи). При этом, не исключено, что прямо сейчас, пока вы читаете статью, контролёры не начищают морду где-нибудь в электричке очередному идейному и/или безбилетнику.
10. Потому что просто могу, мне есть куда потратить и так не слишком много казённых денег на другие дела.
Стагнирующая несколько лет подряд экономика, растущие не по дням, а по часам цены на товары, услуги, и налоги (куда ж без них-то родных!), при стабильно нерастущей зарплате, вынуждают пассажиров просто брать и не платить за проезд, чтобы банально прокормить себя и свою семью. А если денег хватает, тогда почему бы и не сделать себе "прибавку" к зарплате в виде отказа от приобретения абонемента, который может как-то в одночасье и потеряться или испортиться? Или почему бы не устроить перевозчику "тихий протест" за всё то, что было написано в статье выше? Тем более, перевозчик оказывает услуги, а не продаёт товар - с неоплаченного проезда перевозчик не обеднеет.