Несмотря на все вышесказанное кто-то может возразить: "Почему я должен жить не так как Я хочу? Почему я должен в чем-то себе отказывать? Жизнь одна и прожить ее надо с удовольствием. Какое мне дело до других - я буду жить так, как я хочу! Выживает сильнейший: это естественно, это называется естественный отбор. Да я - эгоист: и что?" И вопрос этот будет по сути правильным. Почему же человек должен жить так, а не иначе? Все споры и рассуждения о морали и обществе, если искать причинно-следственные связи, а не бессмысленно диспутировать, сводятся к некому набору неоспоримых утверждений, которые нельзя ни доказать не опровергнуть, к набору моральных констант. Эти константы являются основой морали человека и общества, они являются точкой опоры и при их расхождении у спорящих их спор просто бессмысленен и бесплоден. Эти моральные постоянные определяются смыслом жизни. И выбор этого смысла сводится всего к двум вариантам.
Первый вариант, по которому сейчас идет наше общество. Этот вариант предполагает получение удовольствия конкретным человеком как модно больше и как можно дольше (в идеале - вечно) без оглядки на кого и на что бы то ни было. В этом случае все вокруг человека, в том числе и общество, становятся средствами получения удовольствий. Другие люди тоже становятся средствами или, даже, расходным материалом. Этот вариант приветствует все пороки человека и, кроме всего прочего, не предполагает продолжения собственного рода, рода человеческого и вообще Земли. Забота о будущем здесь неуместна, ведь главная цель - получение удовольствий прямо здесь и прямо сейчас. Можно конечно вуалировать, скрывать свои цели, чтобы другие не мешали получать удовольствие от жизни, но суть это не меняет. К чему же ведет этот путь? А ведет он к катастрофе. Постепенно эгоистическая сущность человека начнет сбрасывать маски псевдокультуры и откроется истинное лицо человека. Мораль как таковая практически перестанет существовать. Будет можно все, чего захочет человек. Наше общество идет к этому: все споры о морали и нравственности всего лишь маска. Уже можно все, на что хватает денег: "любой каприз за ваши деньги". В политике это проявится как абсолютный диктат денег и силы. Фактически это мы наблюдаем и теперь. Постепенно начнет деградировать производство, наука, образование, социальная сфера. Сначала отойдет в прошлое фундаментальная наука, а прикладная будет направлена на удовлетворение коммерческих потребностей. Постепенно будет станет платным медицина, образование, а соцобеспечение уйдет на нет: каждый накапливает себе на старость сам. Цены на продукты и услуги, в том числе и жизненно необходимые, станут "коммерчески рентабельными". Все больше будет свободы для всяческих извращений (в том числе и половых) и моральной деградации. И все это под предлогом "демократизации" и "либерализации". А еще дальше все только начнет усугубляться. Государства будут поделены на мелкие княжества, утопающие в междоусобицах, ведь каждый князек мечтает стать царьком. Народ превратится в послушных рабов и снова общество будет поделено на касты (сословия). Можно предположить, что общество опустится до общинно-племенного строя или, даже, до каменного века с соответствующем уровнем технологий. И опять начнется развитие и объединение племен, и общество получит новый шанс выйти из этого порочного круга. все это, конечно, если дело не дойдет до глобальной военной или экологической катастрофы, которая уничтожит почти все человечество и опустит его в каменный век. Кто знает: может быть так уже было в прошлом? Второй вариант - это объединение всех людей развития общества и каждого человека. Развитие предполагает сохранение и приумножение. Человек и общество должны развиваться в гармонии с природой, чтобы сохранить ее в ближайшем и далеком будущем. Для этого развитие должно быть в первую очередь морально-нравственным, потому что это определяет все остальное. если разрыв между нравственностью и технологией становится слишком большим то, в случае преобладания нравственности технология поднимается до уровня нравственности, а в обратном случае либо нравственность поднимается, либо происходит военная, экологическая катастрофа (как показано выше). Это путь к всестороннему развитию общества. В этом случае интересы конкретного человека должны совпадать с интересами всего общества. каждый человек должен занять свое место в гармоничном обществе равных людей. Политики должны выражать интересы всего общества. а люди должны следить за действиями политиков и иметь возможность убрать тех, кто действует вопреки интересам общества. В таком обществе со временем можно будет отказаться от товарно-денежных отношений и каждый будет брать столько. сколько ему необходимо. При автоматизации производства можно будет высвобождать людей для работы в более интеллектуально ёмких сферах деятельности или давать каждому возможность развиваться самостоятельно, а не как сейчас, когда при автоматизации люди просто выбрасываются на улицу и там на себе чувствуют все прелести "свободного рынка" и "демократии". Но в первую очередь люди должны будут стать гораздо более нравственными чем сейчас. Люди не будут расталкивать друг друга локтями в борьбе за теплое место, в прямом и переносном смысле, Люди не будут бояться высказать свое мнение, даже наперекор начальству, не будут бояться обратится к незнакомому человеку, потому что каждый будет знать: что, как и для чего он делает.
Конечно каждый волен выбирать сам, но каждый должен осознавать последствия своего выбора. И выбравшие первый вариант должны быть готовыми, что их эгоизм будет ущемлен более сильным эгоизмом. И за это они смогут винить только себя. А выбравшим второй вариант надо просто начать менять общество и, в первую очередь себя как часть общества.