Дочитана последняя страница воспоминаний Виктора Франкла. Этот удивительный человек дает надежду всем отчаявшимся, страдающим людям. Надежда эта столь сильна, что преобразует собой весь опыт, интегрирует его, помогает встать на ноги, жить, несмотря ни на что. Рожденному в Австрии, Вене, в 1905 году, ему предстояло стать одной из самых значительных фигур современной психотерапии.
Пройдя весь ужас фашистских концентрационных лагерей (за три года он прошел через четыре таких лагеря), потеряв почти всех своих близких – мать, отца, брата и жену, он не потерял самого себя. В лагере он продолжал работать над своей книгой «Доктор и Душа», ее вариант был зашит в подкладке пальто, когда же он был утрачен, основные моменты книги были перенесены в виде стенографических записей на оборотную сторону немецких бланков, которые подарил ему друг.
В книге Франкл рассказывает о том, как важно выражать свою любовь и признательность близким «здесь и сейчас».
«После того, как отец умер в Терезиенштадте и мы с матерью остались одни, я взял за правило всякий раз, здороваясь с ней и прощаясь, целовать ее: в любой момент могла наступить разлука, и я хотел быть уверен, что простились мы хорошо.
И когда дело дошло до того, что меня с первой моей женой Тилли повезли в Освенцим и мы с матерью расстались, я в последнюю минуту попросил ее благословения. Никогда не забуду, как она с воплем, исходившим из самой глубины души – страстным отчаянным воплем, - ответила мне: «Да, да, я тебя благословляю», - и дала мне благословение».
Совершенно по-иному, в отличие от всевозможных сожалений и ощущения, что все было зря, предлагает нам Франкл взглянуть на свой опыт и саму Жизнь. Это революционный подход, дарующий полноту жизни. Вслушаемся в его слова.
«в прошлом ничто не теряется безвозвратно, а напротив, вовеки сохранно. Преходящее не может затронуть прошедшее: прошедшее уже спасено. Все, что мы сделали, что сотворили, что узнали и пережили, все скрывается в прошлом, и никто не в силах истребить это».
Еще об одном моменте хочется сказать. Об этом эпизоде Франкл пишет впервые, он не упоминал об этом ранее ни в одной из своих книг. Решимость, в противовес угрожающим нам обстоятельствам, спасает жизнь. Стремление настоять на своем – спасает. Оказавшись на вокзале Освенцима, проходя селекцию, Виктор Франкл угодил в лапы палача – доктора Менгеле. Тот схватил его за плечи и развернул налево – туда, куда направляли обреченных на газовую камеру. Но поскольку, как пишет Франкл, он не увидел в той очереди знакомых ему коллег, а двум его молодым коллегам указали направо, он и прошел, за спиной доктора Менгеле – направо!
Уникально его признание другу в один из первых дней по возвращении в Вену. В нем Виктор дал волю своим чувствам, но и сделал парадоксальный, меняющий все вывод!
«Пауль, когда с человеком случается столько несчастий, когда он подвергается подобным испытаниям, в этом должен быть какой-то смысл. Я чувствую – не могу выразить это иначе, - будто от меня чего-то ждут, от меня чего-то требуют. Наверное, я к чему-то предназначен».
Если говорить о жизни в лагере применительно к тому, что может помочь и нам справляться с чем бы то ни было, то речь идет о самодистанцировании, самотрансценденции, то есть о выходе за пределы себя. С тем, чтобы всеми своими мыслями, всем своим существом, устремляться к Смыслу, который находится в будущем, в желательной для нас ситуации и, таким образом, служит вектором нашего роста, нашего развития, что в конечном счете позволяет нам реализовать его!
«Я вновь и вновь пытался дистанцироваться от окружавшего меня со всех сторон страдания и с этой целью старался его объективировать. Помню, как однажды утром нас строем вели из лагеря и я уже не мог терпеть голод, холод, боль в распухших от голода и потом влезавших только в открытую обувь ступнях – они были отморожены и гноились. Ситуация казалась мне безнадежной и безутешной. И тут я представил, будто стою за кафедрой в просторном, красивом, теплом и светлом лекционном зале, собираюсь прочесть множеству заинтересованных слушателей доклад под названием «Психотерапевтический опыт в концлагере» и говорю в первую очередь о том, что довелось пережить мне лично».
Об отношении к возрасту находим в книге вот какую замечательную мысль. Она говорит нам о том, что развитие возможно на всем протяжении человеческой жизни и служит здоровью – как психическому, так и физическому.
«Я не боюсь стареть. Оговорюсь: старение не страшит меня до тех пор, пока мне удается расти в той же мере, в какой я старею. А мне это удается, тому порукой, что законченная две недели назад рукопись сегодня меня уже не вполне устраивает. Процесс компенсации продолжается весьма активно».
А вот что пишет Франкл об ответственности за свою жизнь. Он считает ее основой и смыслом бытия.
«Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить».
Мне видится, это о том, что не надо прятать, коверкать себя. Мы призваны развернуть себя, все свои способности, таланты, всю нашу живость, все наши чувства, все наше общение, все наши добрые помыслы. Являть себя, то есть являться собой, выбирать жизнь по собственному вкусу. Дарить себя и принимать дары от других. Любить от наполненности, а не от дефицитарности. Быть!