Культурный опыт должен непременно передаваться, иначе любому обществу придут полные вилы. Общественный организм существует ровно столько, сколько существует взаимодействие между людьми, обменивающимися своим опытом.
Американская исследовательница Маргарет Мид выделила три типа культуры в зависимости от того, от кого к кому передается социальный опыт. Иными словами, что важнее для этой культуры - традиции или новации.
Первый тип культуры она назвала постфигуративным. Его суть в том, что старшее поколение учит молодых, передает им свои знания и опыт.
Постфигуративная культура господствует в традиционном обществе. Мид наблюдала подобный тип при изучении племен самоа и других примитивных народов. Там жизнь разных поколений в принципе не отличается ничем. Как жили деды, точно также живут внуки - ведут тот же образ жизни, в том же темпе, используют те же орудия, следуют тем же правилам. То есть новации в таком обществе с трудом пробивают себе дорогу, их фактически нет.
Подобная скрепная культура, с одной стороны, очень прочная, с другой - очень хрупкая, т.к любое кардинальное изменение может ее разрушить, ибо у людей нет привычки адаптации в новому.
Второй тип культуры Мид называет кофигуративным. Здесь передача опыта происходит не только по вертикали сверху вниз, так сказать, но и по горизонтали.
Дети учатся не только у взрослых, но и друг у друга, взрослые тоже учатся у своих сверстников, а не только передают свой опыт младшим. Такой тип культуры сохраняет традиции, но и приветствует новации. Однако при этом меняется отношение к старшему поколению - оно теряет свой безусловный авторитет. Чтобы остаться востребованными, им тоже надо учиться. Например, сейчас пожилые люди должны осваивать компьютер и встроиться в мир информационных технологий, иначе они оказываются за бортом.
Третий тип культуры, по Маргарет Мид - префигуративный. Это когда яйца курицу учат.)
Префигуративная культура господствует в современном динамичном обществе. Новый опыт становится важнее старого, поэтому носители традиций теряют свою значимость. Наоборот - старое поколение должно учиться у нового, чтобы соответствовать духу времени.
Тенденция, которая возникает в кофигуративном типе, здесь усиливается и начинает доминировать.
Опыт старших становится не только не нужен, он может стать тормозом для дальнейшего развития, поэтому новое поколение отбрасывает его совсем. Это общество, где новации подминают под себя традиции.
Как и любая крайность, такая ситуация нежелательна. Традиции и новации должны сочетаться гармонично. Что касается передачи опыта, то старшее поколение не должно быть самонадеянным и думать, что они всё знают просто в силу прожитых лет. В современном обществе годы - не критерий ума и знаний.
Информационное общество диктует свои законы. Однако и новое поколение не должно воображать о себе нечто этакое. В каких-то областях они могут поучить старших, это правда, но в каких-то опыт и знания старшего поколения незаменимы, и отказываться от этого нельзя.
Если мчаться вперед, не видя за собой следов и не различая нюансов настоящего, ни к чему хорошему примчаться нельзя.
Читайте еще на моем канале:
Книга "История сексуальности" Мишеля Фуко
Каковы причины социальных конфликтов