Ирландцы, сбежавшие от голода в Ирландии, на новой родине, в штатах, хлебнули лиха. В первые годы в Америке люди ютились в трущобах, хибарах и землянках, едва сводя концы с концами и работая на любой работе. Чаще всего — на тяжелой и опасной. Остряки из американских протестантов тех лет любили застелить шутеечку, что “на каждые шесть футов [водного] канала нужно по одному мертвому ирландцу”.
Но ирландцы, из укладчиков каналов, грузчиков и разнорабочих знали, на что меняли здоровье и лучшие годы. Приобретя какой-никакой опыт коллективной работы можно было идти на железную дорогу, где зарплата, при удаче, выросла бы с $0,75-1 до цельных двух долларов в день.
******
Любезному читателю, который за моими публикациями следит (а вдруг?) и видел, что я приводил средние зарплаты в районе 110-120 долларов в 1850-е, в статьях об американских рабах. Небольшой винегрет с “зарплатами” в разных отраслях и на селе, из статсборника 1854-го.
Все цифры выше — номинальные зарплаты. Сколько реально можно было купить на те шестьдесят долларов в Калифорнии, против почти девяти долларов в Делавере — вопрос интересный. Как и учет неквалифицированных рабочих, которые от статистиков бегали, что те зайцы-русаки по весне.
******
На железной дороге к ирландцам, даже с чуть более высокими зарплатами, относились, как на каналах — считали за расходный материал.
Вооруженные кирками и лопатами, работая в привычном бешеном темпе, ирландцы прокладывали новые пути и расширяли старые под руководством квалифицированных инженеров.
Высокие зарплаты железнодорожным рабочим капиталисты платили не по доброте душевной. Железные дороги в Америке второй половины девятнадцатого века росли, вместе со штатами, и вытесняли водные перевозки отовсюду. Железнодорожные магнаты конкурировали с магнатами водными и друг с другом, закладывая тысячи и тысячи миль путей. Для быстрого строительства были нужны люди, много, и их нужно было чем-то сманивать у конкурентов.
Людей на строительство дорог обычно нанимали независимые подрядчики, не сами железнодорожные компании. Значимую часть дорог строили тоже подрядчики, отвечая за строительство конкретных участков пути.
Чтобы набрать ирландцев на работу, подрядчики обращались к главам и “уважаемым людям” общин, а также размещали объявления в ирландских общинных газетах. Не всегда газеты поддерживали работу соотечественников на “железке”. Тяжелая работа железнодорожников, вместе с частыми задержками и обманом в размере зарплат приводили ирландских журналистов - как и рабочих (особенно рабочих!) - в бешенство. Газета “Католический Вестник”, издаваемая на деньги Филадельфийской Архиепархии, опубликовала в 1839-м предупреждение для ирландских читателей, которых вербовали на дорогу. В предупреждении капиталистов клеймили и поносили самыми последними, допустимыми для католического вестника, словами.
Но у ирландцев, особенно у прибывших в годы Великого голода, выбора не было. У многих из них, крестьян и пастухов, на родине, не хватало знаний и образования для квалифицированного труда. А работа на каналах давала определенный опыт. Недостаточный, для работы, например, на металлургических комбинатах хоть кем-то, кроме разнорабочего. Поэтому железные дороги становились пусть изуверской, но ступенькой социальной лестницы.
Махинации с выплатой зарплат на железных дорогах были не худшей из проблем. Да и обманывали работяг относительно “гуманно” — деньги выплачивали, пусть на 10-15-20 меньше обещанного. Неприятно, но всё равно зарплата больше, чем на каналах. Худшей из проблем стали мошенники, обманывающие людей. Мошенники представлялись подрядчиками, обещая за небольшую сумму, 5-10 долларов, устроить на работу. Работники отдавали деньги, их отправляли по адресу дороги. Прибыв на место, рабочие узнавали, что управляют стройкой совсем другие люди, которые о новоприбывших слыхом не слыхивали. А дельцы, положив в карман 150-200 долларов, поджидали новую партию мигрантов.
Работа на самой железной дороге мало отличалась от работы на каналах. На прокладке путей железнодорожники пахали от рассвета до заката: вырубали деревья, корчевали пни, пробивали туннели сквозь скалы, осушали низины, срывали холмы и выравнивали землю, прокладывали дренаж.
Трудились люди в суровых условиях. Работяги жили в тесноте и неустройстве временных лагерей, вдали от семей и общины. В бытовых условиях и питании они полностью зависели от подрядчиков. Если последний хотел сэкономить и не нанимал врачей, не закупал медикаменты — люди получали инвалидность или умирали прямо на стройке, от болезней.
Сволочизм и скупердяйство подрядчиков регулярно заканчивались забастовками и беспорядкам на строительстве. А поскольку ирландцы были людьми физически крепкими — бузу железнодорожные компании подавляли с трудом. Приходилось нанимать пинкертонов, бандитов, по ирландцам стреляли, ирландцы стреляли в ответ, разбирали уложенные рельсы, использовали строительную взрывчатку...
К сожалению, взрывчатка и стрельба помогали не всегда. Одна из самых известных трагедий на рельсах приключилась еще до Великого голода, в 1832-м, в Малверне, в Пенсильвании. Некто Филипп Даффи в начале года нанял ирландцев для работы над участком железной дороги Филадельфия-Колумбия. В августе пятьдесят семь ирландцев умерли от холеры. Рабочие, еще не успевшие заразиться холерой, попытались найти помощь у местных. Но те были и протестанты, и сами не хотели заразиться. Страх перед распространением холеры, ненависть к ирландцам и католической церкви привели к тому, что рабочим позволили тихо загибаться без какой-либо медицинской помощи. Большинство ирландцев со стройки сбежали, а нанятые местные закопали пятьдесят семь тел вдоль путей, над которыми они трудились.
******
К концу девятнадцатого века многие ирландцы, упорным трудом и постоянной учебой, “выбились в люди”. На железной дороге ирландцы работали уже, преимущественно, инженерами и на руководящих должностях. Их место на прокладке путей заняли мигранты из Восточной и Южной Европы, греки, славяне и итальянцы. Но работали они уже в куда лучших условиях — в том числе и благодаря неукротимому духу ирландцев, отстоявших право рабочих на лучшую жизнь.
А закончу я, с позволения любезного читателя, цитатой из Генри Дэвида Торо, из его замечательного романа “Уолден, или жизнь в лесу” 1854 года издания. Торо строительство железных дорог тех лет наблюдал воочию.
Не мы едем по железной дороге, а она — по нашим телам. Думали ли вы когда-нибудь о том, что за шпалы уложены на железнодорожных путях? Каждая шпала — это человек, ирландец или янки. Рельсы проложили по людским телам, засыпали их песком и пустили по ним вагоны. Шпалы лежат смирно, очень смирно. Через каждые несколько лет укладывают новую партию и снова едут по ним; так что пока одни имеют удовольствие переезжать по железной дороге, других, менее счастливых, она переезжает сама.
******
В следующих статьях об ирландских работягах — про работу на конкретных железных дорогах и немного за персоналии.
При написании статьи я использовал:
Matthew Gallman. Receiving Erin’s Children: Philadelphia, Liverpool, and the Irish Famine Migration, 1845-1855
******
Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.