Воронежская и Горьковская АСТ (Воронеж и Нижний Новгород, Россия)
Третьим типом в этой программе наряду с АЭС и АТЭЦ стали атомные станции теплоснабжения, фактически «атомные котельные», генерировавшие только тепловую энергию все для того же снабжения крупных городов. В 1980-е успели практически полностью построить две такие станции: рядом с Воронежем и современным Нижним Новгородом, — но и здесь до окончания работ из-за экономического кризиса и протестов местного населения дело не дошло.
Обе станции, тем не менее, находились в столь высокой степени готовности, что уже в 1990—2000-е годы долгое время планы по их достройке вынашивались. Впрочем, уже в начале 2010-х было принято решение о перепрофилировании площадок и продаже зданий под иные нужды.
Это не полный перечень АЭС, строительство которых было прервано из-за событий 1980-х. Атомные станции того или иного типа могли появиться в Грузии и на Дальнем Востоке, под Краснодаром и Архангельском, в Азербайджане и на Южном Урале. Где-то дело дошло до выделения площадки (часто до сих пор дожидающейся начала большой стройки), где-то проекты так и остались на бумаге. Другой вопрос, что «станции-призраки», разработанные в советских институтах, строились и за пределами Союза, в странах так называемого социалистического лагеря.
АЭС «Хурагуа» (Куба)
Строительство трех АЭС на Кубе (естественно, за счет кредитов СССР) должно было стать яркой вишенкой на сахарном торте советско-кубинских отношений. Первую из них — в центральной провинции Сьенфуэгос — начали возводить в 1983 году с планируемым сроком сдачи в эксплуатацию первого энергоблока через 10 лет. Несмотря на происходившее в Советском Союзе во второй половине 1980-х, работы шли довольно активно вплоть до его развала, что обеспечило высокую степень (95—97%!) готовности объекта. В 1990-е уже независимой России окончательно стало не до братаний с Фиделем, сама Куба не смогла понести даже оставшиеся минимальные расходы на завершение первого энергоблока, станция была законсервирована, а в 2000 году проект был окончательно отменен. Бетонные массивы незаконченных энергоблоков стоят сейчас довольно символичным памятником дружбе народов.
АЭС «Штендаль» (ГДР)
Другой вечный брат Советского Союза предпочел от такого памятника избавиться вовсе. Первый реактор типовой станции с ВВЭР-1000 в восточнонемецком Штендале был готов на 85%, включая три огромные градирни. Тем не менее правительство уже объединенной Германии, имевшее, разумеется, средства на окончание стройки, предпочло от советского наследия избавиться полностью. Градирни были снесены еще в начале 1990-х, спустя пару лет после остановки проекта. Демонтаж остальных сооружений комплекса продолжается и поныне.
АЭС «Жарновец» (Польша)
«Жарнобыль» — так стали называть в массовом обиходе поляки свою первую атомную электростанцию «Жарновец», строившуюся по советскому проекту в 1980-е недалеко от Гданьска и Балтийского побережья. Естественно, от него отказались при первом возможном случае, в 1990 году. Любопытно, что сейчас польское правительство, периодически раздумывающее над тем, чтобы все-таки заняться атомным проектом (уже с европейской помощью), подтверждает, что лучше площадки для этого, чем у Жарновецкого озера, не найти. Руины же советской станции уже утонули.
Чем не символ случившегося с советской атомной энергетикой на закате эпохи?