Найти тему
РГДБ

Путешествие с Татьяной Мавриной от Москвы до Волги

Шелудченко, А. Г. Путешествие с Татьяной Мавриной от Москвы до Волги
Шелудченко, А. Г. Путешествие с Татьяной Мавриной от Москвы до Волги

Путешествовать Татьяна Маврина любила — чаще недалеко, вокруг Москвы и в сторону родного Нижнего Новгорода. Это нетуристические поездки, с возвращениями, что необходимо рисующему человеку, во всякую погоду, во все времена года. В пути, на улице Татьяна Алексеевна зарисовывала увиденное в блокнот, с мольбертом не ходила, масляными красками писала в молодости, позже работала темперой, гуашью, акварелью. Повторяла за философом Сковородой: «Если трудно — то не нужно».

Маврина вела записки о путешествиях. Её слово так же легко и свободно, искусно и точно, как рисунок.

О Загорске:

«Лаврские башни, увесистые, как у нас в Нижнем Новгороде, но больше изукрашены жгутами, полосами, окошками, с очень красивыми членениями, да ещё такого розового цвета, как постный сахар или рябиновая пастила».

Т. Маврина. Радуга над Лаврой, 1956
Т. Маврина. Радуга над Лаврой, 1956

О Суздале:

«Этой поездке 1967 года посчастливилось: чтобы в конце марта выпало на метр снегу, чтобы он сиял и таял, малиновый на мартовском солнце, прямо на глазах, а город тонул в ультрамаринах!»

Т. Маврина. Суздаль зимой, 1968
Т. Маврина. Суздаль зимой, 1968

А в городе Мышкине ей «хочется поселить чеховских героев».

Т. Маврина. Город Мышкин, 1946
Т. Маврина. Город Мышкин, 1946

Ярославль — «сколько колоколен, крылец, галерей, башен, куполов! В розницу, группами, букетами — невозможно всё разглядеть сразу, и, правда, упадёшь от этакого изобилия».

Т. Маврина. Ярославль. Улица Советская, 1957
Т. Маврина. Ярославль. Улица Советская, 1957

Изданы авторские книги Татьяны Мавриной «Загорск» («Художник РСФСР», 1968), «Пути-дороги» («Художник РСФСР», 1980), «Гуси, лебеди да журавли»(«Московский рабочий», 1983), «Москва. Сорок сороков» («Московские учебники и картолитография», 2001). Кроме того, на немецком языке в Лейпциге в 1977 году вышла книга «Между Волгой и Двиной. Эскизы и воспоминания» в переводе Лизы Ширмер.

Но ещё, по словам Александра Шелудченко, остались десятки альбомов, тщательно собранных и сброшюрованных самой Мавриной. В Издательском центре «Москвоведение» выходит уже вторая его книга об этих недальних прогулках и путешествиях. Первой в 2006-м была «Москва в творчестве Татьяны Мавриной». Теперь — «Путешествие с Татьяной Мавриной от Москвы до Волги». Обе книги представляют собой своеобразные путеводители очень большого формата; рисунки и заметки Мавриной здесь дополнены не столько биографическими, сколько занимательными историческими сведениями.

От Москвы до Волги это сначала всё-таки Москва (то, что было особенно близко и любимо — Цветной бульвар, Самотёка, Мещанские улицы), потом Абрамцево, Дмитров, Хотьково, Сергиев Посад, Александровская слобода, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Юрьев-Польский, Суздаль и — по Волге — Углич, Мышкин, Ярославль, Кострома, Городец, Нижний Новгород.

Нижнему Новгороду — особое внимание. Здесь Татьяна Алексеевна родилась и жила в детстве. Её отец, Алексей Иванович Лебедев был педагогом и библиографом. В начале ХХ века он составил указатель «Детская и народная литература: опыт руководства для систематического чтения: заметки для родителей, библиотекарей и народных учителей с указанием лучших книг». «Библиогид» просто обязан упомянуть об этом!

Александр Шелудченко рассказывает, каким был Нижний в пору детства Мавриной, и когда она взрослой приезжала на родину, и теперь, когда городу возвращено прежнее название, но очень многое изменилось до неузнаваемости.

Т. Маврина. Студёная ул., 1966 (здесь в Нижнем Новгороде она жила в детстве)
Т. Маврина. Студёная ул., 1966 (здесь в Нижнем Новгороде она жила в детстве)

Рисунки в книге «Путешествие с Татьяной Мавриной от Москвы до Волги» — в основном, середины прошлого века, но есть и ранние, и поздние работы. В городских пейзажах Мавриной тем сильнее отразился дух времени, что она рисовала не одну лишь архитектурную красоту. По улицам ходят люди, пробегают кошки и собаки, над крышами пролетают птицы, тянутся провода, древности соседствуют с разностильными строениями. Вдобавок, подобно лубочным картинкам, её пейзажи украшены изгибающимися вдоль контуров надписями: вот речка Арбузовка, вот село Брыковы горы, а вот «дом купца Пиявкина»

Маврина сколько угодно могла рисовать нереставрированные памятники архитектуры, ветхое жильё, но её пейзажи не становились ни мрачными, ни унылыми. Они яркие и радостные, как любимая ею народная городецкая живопись и как её собственные иллюстрации к детским книгам.

Т. Маврина. Мытищи. Ярославское шоссе, 1957
Т. Маврина. Мытищи. Ярославское шоссе, 1957

Линии кажутся бегло проведёнными, небрежными, однако на самом деле всё нарисовано искусной рукой — не ради мелких деталей, а ради цельного образа, впечатления.

Пример: вид Хрущёвского переулка в Москве. В наши дни он иной, но не настолько, чтобы нельзя было наглядно сравнить рисунок и фотографию. В дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых находится Государственный музей А.С. Пушкина, и здесь, кстати, хранятся многие работы Мавриной — прежде всего, иллюстрации к «Сказкам» Пушкина, к поэме «Руслан и Людмила».

Т. Маврина. Хрущёвский переулок, 1946
Т. Маврина. Хрущёвский переулок, 1946

Маврина много рисовала московскую архитектуру во время Великой Отечественной, чтобы, если погибнет от бомбёжек, осталась на бумаге. Теперь её рисунки — как сороковых, так и пятидесятых, шестидесятых годов — показывают совершенно другие, по сравнению с нынешними, городские виды.

Сорок лет Маврина прожила в доме на Малой Сухаревской площади и, конечно, часто рисовала Сухаревку, Сретенку, Мещанские улицы, Трубную площадь, Цветной бульвар.

«Проходя ныне по этим местам, — пишет Александр Шелудченко, — поражаешься столь быстро произошедшим переменам и в то же время испытываешь чувство невосполнимости утрат в облике города».

Т. Маврина. Самотёчный бульвар, 1947
Т. Маврина. Самотёчный бульвар, 1947

Не секрет, что иллюстрации и картины Татьяны Мавриной читателями и зрителями до сих пор оцениваются противоречиво. Не все принимают текучую линию и цветовые пятна. Но, независимо от этого, книги знатока её творчества А.Г. Шелудченко вольно или невольно предлагают нам увлекательнейшее занятие — взять блокнот или фотоаппарат, друзей, детей (что кому больше нравится и доступно) и пройти по тем улицам, которые некогда рисовала Маврина.

Московские фотографии здесь мои. Пейзажные работы Татьяны Мавриной — из книг «Москва в творчестве Татьяны Мавриной» и «Путешествие с Татьяной Мавриной от Москвы до Волги».

Светлана Малая. Библиогид.