Вот и Гордей Евстратыч Брагин (Сергей Безруков) в начале фильма бросается на помощь неизвестному человеку, избиваемому толпой бродяг.
«Негоже толпой на одного-то!»
И рассуждает:
«Золото, золото, золото… Совсем одурел народ! Работать перестали, все хотят на готовенькое. А ведь Бог сказал: «Трудись — и тебе воздастся. У меня вот лавчонка небольшая… тем и живем, сахарок только в Пасху».
Везет в свой дом избитого, потому как
«мамань, так ведь негоже человека в беде-то оставлять, человеку в беде помогать нужно, сами же учили».
Но все это до тех пор, пока не почувствовал силу золота, силу больших денег. Тут уж ни друзей, ни родных. Ибо все они обмануть норовят, украсть. А денег — их много не бывает, тщеславие ненасытно НИКОГДА. Тем более золото и есть можно, с кашей,
приговаривая:
«Гордей две коровы с теленочком — ам».
Сын Мишка, взявший камень-самородок в подарок Аленке тоже отхватывает свою долю нелёгких отцовских люлей.
Надо, конечно, сказать, что и Аленка хороша,
«она без этого не целует».
Рано или поздно все равно ей идти по кривой дорожке. И здесь не упрекал бы я Мишку, который получив свое, отказывается жениться. Нет, не по христиански конечно, но жизненно.
Жена Дарья, оставшаяся совсем без внимания мужеского, родного плеча, поддержки после гибели младшего сына вяжет камень на шею.
Спасенная случайно проезжающим мимо прокурором Пал Андреичем, тут же по-женски «благодарит» его. А все равно. К чему верность и любовь, не нужная своему дорогому человеку?
Попытка купить у Гордея Брагина прииск, отнять в его понимании, приводит некогда богобоязненного купца к убийству.
«Мой прииск. Не отдам».
Жена и сын уходят на Белое озеро. А мать, подвигнувшая сына на разработку золотой жилы, чтобы отдать непомерный долг, сжигает себя заживо,
убитая пониманием, что ввергла сына в адскую бездну.
Купец Брагин находит в себе силы признаться в содеянном и, отбыв 10 лет каторги, воссоединяется с семьей.
Какие испытания готовит Бог человеку, чтобы поставить его на путь истинный, путь спасения. Не надо пробовать и надеяться, что «со мной-то уж такого не случится, я же другой». Все уже известно еще до нашего рождения и записано в заповедях.
Добра всем и мира.