На Берлинале раздают призы самым правильным
Ни для кого не секрет, что крупные международные и национальные кинофестивали служат не искусству, а политике и деньгам. Суть этих конкурсов заключается в том, чтобы режиссёры стремились максимально точно предугадать и воплотить «генеральную политическую линию» хозяев конкурса. Кто окажется самым «идеологически правильным» тот и получит приз. Не является исключением и престижнейший конкурс Берлинале, очередная, 69-я, церемония вручения наград которого официально завершается сегодня.
Председателем жюри в этом году стала актриса Жюльет Бинош, сама обладательница множества наград. Она вручала награды конкурса победителям. «Золотого медведя» завоевал израильский режиссёр Надав Лапид за фильм «Синонимы» о демобилизовавшемся израильтянине Йоаве, который эмигрирует в Париж. Конечно, палестинского режиссёра никто на Берлинале не подпустил бы на пушечный выстрел.
При этом сам режиссёр просит рассматривать его картину не столько в политическом, сколько в экзистенциальном ключе, мол, зрителям следует увидеть в этом фильме не столько политическое заявление, сколько историю человеческих отношений. Ничего не напоминает? А как же речь школьника Коли из Уренгоя? Мол, рядовые солдаты, служившие фашистскому режиму, это тоже люди, и их надо пожалеть. А кто такие рядовые винтики израильской военной машины, осуществляющей геноцид палестинского народа?
Человеческая драма военных винтиков
В Германии всё ещё идут на ура фильмы, оправдывающие нацизм. Но при этом прекрасно идут фильмы и про Израиль, тем более что эта страна сегодня стала очень похожей на Третий рейх. Израиль существует ради войны, преподносит себя верным защитником «западных ценностей» на варварском Востоке, борцом с «мировым терроризмом», и под это получает технологии и кредиты. Таков был и режим Гитлера накануне мировой войны. Просто Израиль оказался умнее и войну на два фронта не затевает.
Режиссёры выпячивают на передний план драму отдельной личности, но за этим фасадом кроется всё та же политзаказуха. Ведь мы не увидим в фильме об израильском солдате ясного и отчётливого осуждения израильской военщины. А это уже равносильно её оправданию. Может быть, режиссёр нам расскажет нечто о национальности, об отношении к евреям. Это можно. Про войну с населением Палестины нельзя.
Вывести церковь из огня
Вторую награду — гран-при жюри получил французский фильм «По милости божией» про священника-педофила. Казалось бы, хороший повод поговорить о вреде религии, о том, что духовное рабство и запреты, налагаемые религией, калечат людей, выстраивая противоестественные отношения между ними. Однако режиссёр Франсуа Озон сместил фокус в сторону семейных отношений: равнодушие родителей к проблемам своих детей позволило «расцвести злу».
То есть окончательного и бесповоротного осуждения религии мы в фильме не увидим, а снова получим «человеческую драму». Готов поспорить, что фильм Озона, «вскрывая проблему», одновременно выводит из-под удара церковь и религию. То есть, каковы бы ни были намерения авторов, фильм запросто превратится в способ «выпустить пар», выговориться, и закрыть тему, едва открыв её.
Любой крупный кинофестиваль современности является политическим событием, он служит деньгам и дубинкам. Впрочем, политизация кинематографа сама по себе вещь неплохая и неизбежная. Вопрос лишь в том, чьей политике служат режиссёры, поощряемые на то всевозможными конкурсами.
Хотите узнать, что случилось?