Найти тему
Академия смысла

Как не «тормозить»?

Поговорим о той части мозга, которой мы так гордимся. Которая отвечает за нашу самоорганизацию, последовательность действий и контроль сознательной психической деятельности. Помогает сконцентрироваться на решении сложных интеллектуальных задач. Знакомьтесь, — лобные доли. И сегодня мы попробуем их приручить.

Мы, испытывая желания, должны понимать, что существуют и риски, потому что реальность – штука жестокая

Лобные доли нашего мозга – своеобразный планер. Они помогают нам формировать цели, идти к их достижению и анализировать, насколько хорошо мы справились. Кажется, что эта часть мозга играет против лимбической системы, ведь она тормозит нас в сиюминутном удовлетворении возникших желаний. Мы, мол, включили «префронталку» и сразу такие серьёзные, с глобальными целями и планами, игнорируем потребности в удовольствии, в белом пальто стоим красивые. Но это очередная уловка мозга, для которого нет ничего важнее удовлетворения базовых потребностей. И он будет это делать в обход сознания и культуры.

Культура наградила нас таким количеством правил социального взаимодействия, что лобные доли не просто тормозят нас, чтобы формально соответствовать правилам. Они просчитывают, как следуя установкам культуры, удовлетворить потребности мозга.

Вспомните зефировый тест (и напишите в комментариях, что его опровергли, это сейчас модно). Внешне ситуация выглядела так – дети заставляли себя не есть зефир, лежащий перед ними. Но в их префронтальной коре шла интенсивная работа – они должны были заставить себя думать не о первой сладости, а о том, как будет здорово получить вторую.

Внешне это выглядит, как торможение, хотя на самом деле в лобных долях идёт активная работа – нужно учесть все дополнительные факты, создать правильную поведенческую стратегию и просчитать все последствия. И чем больше фактов мы учитываем, тем дольше будем думать над задачей.

Тугодумие – это лишь внешнее проявление интенсивной работы мысли

Наши способности целенаправленно мыслить во многом зависят от умения тормозить. Иначе мы не сможем сосредоточиться на задаче, мозг не сможет подгрузить все имеющиеся факты, и мы снова скатимся в привычные автоматизмы. 23 минуты требуется мозгу, чтобы сосредоточиться на конкретной задаче. И если лобные доли не предоставят нам это время, задачу мы не решим.

Как же заставить их тормозить, когда нам нужно?

Ответ найден в книге «Чертоги разума. Убей в себе идиота!»:

  • Осознайте необходимость решить задачу

Великое слово «надо», силу которого мы совершенно зря отвергли во времена юношеского максимализма. Пока мы не поймём, что решение задачи откладывать нельзя, что её в самом деле надо решить, а не просто «неплохо бы», целенаправленно мыслить мы не будет. Мы должны выделить время и сконцентрироваться только на ней.

2. Осознайте важность решения этой задачи

Здесь мы должны выяснить, почему именно эта задача и именно сейчас должна быть решена. На помощь должна прийти наша социальность. Ведь всё, что мы делаем, связано с другими людьми. Кто оценит нашу работу, для кого важно её качество, на кого она сможет повлиять и от кого зависит исполнение, кроме вас. Нужно подумать, как то, что мы собираемся делать, связано с другими людьми.

3. Осознайте, что вы можете решить эту задачу

Дело в том, что моделей реальности может быть много. И если мы пока что не видим решения проблемы, это не значит, что его нет. Это значит, что наша модель скорей всего недостаточно функциональна. Мозг будет пытаться соскочить с решения проблемы, но мы должны убедить его, что это возможно. И мозг будет вынужден искать ответ только с нашей твёрдой уверенностью, что ответ существует.

И вот теперь, проделав подготовительную работу с помощью нашей префронтальной коры, можно приступать к целенаправленному мышлению.

Мы часто попадаем в ловушку различных самомотиваций, нам всё кажется, что нужно как-то заставить «себя» (чем бы оно ни было) что-то делать. Но попробуйте «замотивировать» свой мозг: убедите его, что ему необходимо, важно, и возможно решить какую-то задачу. И посмотрите, насколько эффективнее справляется мозг, чем самое замотивированное «Я».

Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления

и на нашем сайте.