Евгения Качалова — владелица сети винных баров «Винный базар». Сейчас сеть насчитывает 7 баров по всей Москве, а в ближайших планах стоит расширение проекта за пределы столицы с помощью франчайзинга. Евгения рассказала о том, как она запускала свой первый проект, что нужно сделать перед тем, как прийти к инвестору и где найти наставников для бизнесменов.
Про свой бизнес
До запуска проекта я работала в винной компании Vinissimo пять лет на руководящей должности. В 2014 году мне захотелось начать собственное дело. Я нашла инвестора, мы начали обсуждать концепцию. У меня была идея создать винный магазин, он хотел открыть винный бар. Мы объединили наши усилия — так появился первый «Винный базар» на Комсомольском проспекте. Это был бутик, где гости могли выпить бокал вина и купить бутылку или несколько с собой.
Стартовые вложения в первый проект составили 5,2 млн ₽. Основная часть инвестиций ушла на:
- ремонт помещения (раньше в этом месте был офис, потребовалось сносить перегородки и в целом полностью отделывать зал);
- закупку мебели и оборудования;
- аренду помещения.
Как магазин мы пошли так себе, и первое время проект был в минусе. Мы вложили ещё 2 млн ₽ и немного пересмотрели концепцию: расширили посадку, запустили меню с едой. Цены на вино при этом остались на уровне магазинных. Этого мы добились путём сокращения издержек — постарались не нанимать большое количество сотрудников и в дальнейшем открывать бары в небольших помещениях, чтобы экономить на аренде.
Первые полтора-два года я самостоятельно выходила на смены в качестве официанта, кассира и хостес. Это было вынужденное, а не обдуманное решение, но, тем не менее, очень правильное. Если бы можно было повернуть время вспять, я бы сделала всё точно так же. Такой опыт помог мне вникнуть в детали и дальше выстраивать концепцию наших баров исходя из желаний и ожиданий гостей.
Про то, как выбирать сотрудников
Часть команды пришла со мной из предыдущих проектов, где я работала. Некоторых сотрудников мы находили сами. Но это было непросто: никто не стоял в очереди, чтобы пойти работать в неизвестный проект. На рынке было и есть много ярких рестораторов, и многие бегут работать к ним, поэтому новичкам бывает тяжело.
Конечно, привлекать к сотрудничеству можно высокой зарплатой. Но я считаю, что не менее важно уважительное отношение со стороны руководителя. Надо создавать такую рабочую атмосферу, в которой всем будет комфортно, и каждый будет чувствовать, что его любят и о нём заботятся. Это основополагающий момент, на мой взгляд.
Про инвесторов и бизнес-план
Чтобы найти инвестора, надо просто его искать. Особенно, если это твой первый проект. Вряд ли тебя сразу заметят и сами принесут деньги. За предпринимателем-новичком должна быть мощная основа. Я шла к инвестору с бизнесом: у меня были готовы концепция, команда и даже помещение под аренду.
Перед тем, как отправиться к инвестору, нужно прописать бизнес-план. Новичкам не советую замахиваться на огромные суммы. Лучше договориться о небольшом размере инвестиций, а потом постепенно увеличивать вложения.
Помните, что скорее всего бизнес-модель будет сильно отличаться от реальности. Мы предполагали одно, но, когда бизнес начал работать, всё вышло иначе. Надо честно обговорить это с инвестором.
Ещё в бизнес-план надо закладывать хотя бы полгода убытков. Это самое важное. Никто не гарантирует, что новый проект выстрелит в первый же месяц.
Про ошибки и сложности
Начинающему ресторатору приходится сталкиваться с кучей проблем: кухня, повара, сотрудники зала, посадка, управляющая компания… После открытия первого бара, например, нас ждало много сложностей с подбором правильных сотрудников. С расширением компании стали появляться другие вопросы: оказалось, что для новых баров нужны совсем другие рычаги управления, и в принципе это уже совсем другой бизнес. Лучше, конечно, сразу быть готовым к сложностям. Но я не была готова, и все проблемы приходилось решать по мере их поступления.
Я считаю, что ошибаться в бизнесе — это абсолютно нормально. Мы допускали много ошибок, но успешно исправляли их и шли дальше. Главное, брать на себя ответственность и не ждать, что всё разрулится само собой. Например, если в бизнесе происходит стагнация или растут убытки, нельзя за этим просто наблюдать. Надо искать причины и действовать.
Одно из самых важных качеств предпринимателя — это стрессоустойчивость. Все любят вспоминать про это качество, когда устраиваются на работу, но на самом деле по-настоящему стрессоустойчивых людей очень мало. В бизнесе надо уметь оставаться с "холодной головой", не впадать в панику, не заражать страхом весь коллектив. Остановиться, выдохнуть — решение не всегда приходит сразу, — определить курс и идти дальше.
Про наставников
Если вам кажется, что в вашем бизнесе некуда расти — это неправда. Всегда есть поле для роста. Я в таком случае начала бы искать наставников. С расширением кругозора становится лучше видно, в какую сторону двигаться. Для этого нужно общаться с людьми, которые достигли гораздо большего. Вдохновляешься историями успеха — и понимаешь, что у тебя тоже есть силы.
Найти своих наставников можно в бизнес-клубах или на лекциях. Участие в бизнес-клубах, увы, очень дорогое, так что попасть туда начинающему предпринимателю проблематично. А лекции стоят абсолютно нормальных денег, можно найти даже бесплатные курсы.
Людям всегда приятно, когда признают их успех. Можно подойти и честно сказать: вы меня вдохновляете. Многие готовы делиться своими секретами и бизнес-приёмами, стоит только попросить. Конечно, найдутся и те, кто откажет — надо быть к этому готовым, не расстраиваться и просто искать дальше.
Советы предпринимателям
1. Не стоит работать только ради денег. Чтобы достичь успеха в бизнесе, надо искренне любить то, что делаешь. Лучше подумать и выбрать то дело, которое действительно будет вам нравиться. Для этого нужно максимально пробовать себя в разных сферах деятельности.
2. Не начинайте бизнес без опыта и образования. Я знаю истории, когда у людей горел огонь в глазах, но их дело сгубило отсутствие профессионализма. Это не обязательно должен быть предпринимательский опыт — хотя бы управленческий, организационный или просто жизненный.
3. Важно освоить навыки коммуникации. Для лидера общение с людьми — это 85% успеха. Нужно правильно выстраивать отношения с партнёрами, сотрудниками, инвесторами. Такой опыт нарабатывается только практикой и временем.
4. Выстроите стратегию на ближайшие несколько лет. Где и сколько вы будете работать, каких результатов добьётесь, что будете делать дальше. Переходите со ступени на ступень только тогда, когда будете понимать: я решил все поставленные задачи и достиг «потолка».
5. Не нужно закладывать в бизнес последние деньги и идти ва-банк. Я говорила про стрессоустойчивость: невозможно принимать решения спокойно, если в случае провала придётся жить на улице. Лучше использовать свой накопленный капитал или искать инвестора.