17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжён по решению инквизиционного суда на площади Цветов в Риме. Этот вывод сделан на основании единственного письменного свидетельства, дошедшего до наших дней. Но обо всём по порядку.
Филиппо Бруно родился в 1548 году в селении Нола около Неаполя. С 11 лет он обучался литературе. логике, диалектике в Неаполе. В 15 лет он был зачислен в монастырь Святого Доминика, а через два года постригся в монахи, получив имя Джордано. В 24 года он стал католическим священником.
В монастыре Святого Доминика Бруно подозревали в чтении запрещённых книг, были недовольны тем, что он выносил из кельи иконы, оставляя только распятие. Это вынуждает его уехать в Рим в 1576 году, а затем в Геную, Турин и Венецию. Посчитав, что в Италии небезопасно, он переезжает в Женеву, где становится кальвинистом и преподаёт в местном университете (1579 г.), где его снова обвиняют в ереси.
Последовал переезд в Тулузу, где Бруно получает учёный титул и читает лекции о Аристотеле и его труде "О душе". С 1581 г. Джордано становится преподавателем Сорбонского университета в Париже. Он издаёт свои труды, читает лекции. В Париже произошло знакомство Бруно и короля Франции Генриха III, который обеспечил учёному спокойную жизнь при дворе. Джордано же обучал короля искусству запоминания. Но споры со сторонниками идей аристотеля, которые Бруно критиковал, вынуждают его покинуть Францию. Получив рекомендательные письма от Генриха III Бруно перебирается в Англию.
В Англии Бруно жил в Лондоне (1583-85 гг.), затем в Оксфорде. Он отстаивал идеи Коперника о гелиоцентрическом устройстве вселенной. Он пишет свой известный труд в Лондоне "О бесконечности, вселенной и мирах". Такие видные деятели как У. Шекспир и Ф. Бэкон не поддержали Бруно.
Джордано возвращается в Париж, а затем переезжает в Германию в 1586 году. Там он два года читает лекции в Виттенбергском университете. С 1588 году в Праге Бруно сосредоточился на трудах по магии. После Праги он возвращается в Германию, где издаёт труды и получает большой гонорар.
И здесь начинается детективная история выдающегося мыслителя, преподававшего в известнейших университетах Европы, водившего знакомства с королевскими особами. В 1591 году венецианский аристократ Джованни Мочениго пригласил Бруно в Венецию, чтобы Джордано обучил его искусству памяти. Но это занятие вскоре Бруно наскучило. Мочениго, чтобы насолить Бруно, написал три доноса инквизитору:
Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они -ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.
Бруно арестовали. На допросах он вёл себя свободно, делился своими религиозными взглядами со следователями. Считается, что в Венеции его хотели "проучить" из-за вредности по отношению к инквизиторам.
Но далее последовал запрос из Рима. Венеция не хотела выдавать Бруно, но под давлением Рима уступила. 27 февраля 1593 года Бруно перевезли в Вечный город. 6 лет он находился в тюрьме, так и не отрекшись от своих трудов и идей. 9 февраля трибунал инквизиции объявил Бруно еретиком, отлучил от церкви. Суд губернатора Рима постановил, что Бруно должны были сжечь заживо на костре. "Сжечь - не значит опровергнуть!", - многократно повторял Бруно в ответ на приговор.
В обвинительном приговоре, дошедшем до нас, много нестыковок. Объявлялось, что все книги Бруно запрещаются, но они свободно продавались ещё около 10 лет после его смерти. Также в приговоре нет ни слова о том, что Бруно поддерживал идеи Коперника, нет ничего о его научных идеях. Непонятным остаётся вопрос, почему в Венеции Бруно старался избежать наказания, отвечая на обвинения, а в Риме вступает в перепалку с католической церковью?
17 февраля 1600 года состоялась казнь Джордано Бруно. Свидетелем казни был Каспар Шоппе, который описывает, что Бруно привезли с кляпом во рту (кляп, обычно, не использовали в таких казнях). К тому же Шоппе в письме другу сообщает, что "Бруно отправился в вымышленные им миры". Но обвинение инквизиции ни слова об этом не говорит. Можно ли с уверенностью утверждать, что казнён был Бруно? Или он остался в застенках Ватикана? Ответ могли бы дать документы по его делу, но с ними происходили множество метаморфоз: их вывозил во Францию Наполеон, их сдавали как макулатуру, вновь находили в Ватикане.
Сегодня Джордано Бруно посвящен памятник на площади Цветов в Риме, месте его казни. А кардиналы и Папа Римский отказываются реабилитировать его, говоря о том, что католическая церковь принимала верные решения.
Сокровища фараона. 16 февраля 1924 года Говардом Картером был обнаружен саркофаг Тутанхамона
Подписывайтесь на канал и поддержите публикацию знаком 👍