Полнометражное аниме от Мамору Хосода под названием «Мирай из будущего» вышло в мировой прокат в прошлом году и успешно оказалось в списке номинантов на премию Оскар-2019 в разделе «Лучший анимационный фильм». Премьера его состоялась на Каннском кинофестивале. Напомню, что Хосода является автором таких шедевров, как «Девочка, покорившая время», «Волчьи дети Амэ и Юки» и «Летние войны», и далее попытаюсь разобраться, достойно ли новое творение участвовать в оскаровской гонке.
Внимание! В тексте рецензии содержатся спойлеры.
Главный герой — четырехлетний мальчик по имени Кун, который не знает бед и горестей ровно до того момента, как появляется на свет его младшая сестра. Родители называют девочку Мирай (что в переводе с японского означает «будущее») и просят заботиться о ней. Кун сильно ревнует маму и папу к младенцу, требуя все внимание к себе.
Однажды во дворе дома Кун встречает незнакомую школьницу. Ей оказывается повзрослевшая Мирай, которая переместилась во времени и пространстве при помощи магии старого дуба, растущего во дворе. Мирай и Кун вместе путешествуют и встречают членов своей семьи и в прошлом, и в будущем. Мальчик открывает для себя новый удивительный мир и понимает, что на свете нет ничего важнее любви и семьи.
На выходе получилась почти история о жизни самого создателя. По его словам, Хосода черпал вдохновение, наблюдая за своими маленькими детьми. В этом аниме мы не увидим изобилие японской колористики, но увидим много аллегорий и метафор: от игрушечных поездов до фантастического вокзала, где переплетаются судьбы всех людей и где так легко потеряться, если не знаешь своих истоков. Антагонистов как таковых тут тоже нет. Простая, на первый взгляд, зарисовка об обычной жизни умудряется показать нам несколько поколений одной семьи, судьбы которых переплелись между собой как ветки старого дуба.
Родители смогут найти в фильме рассказанные простым языком и показанные глазами ребенка взрослые проблемы. Как непросто быть в декрете и как много внимания будет требовать ребенок в первые дни, как воспитать детей, чтобы они не чувствовали себя обделенными родительской любовью — философствования автора на эти темы проходят по всему сюжету красной нитью.
Но в то же время, это аниме создано именно для детей. Детские проблемы взрослому зрителю тут не покажутся глупыми или быстро решаемыми. И даже Куну предстоит столкнуться с повзрослевшим собой, чтобы понять, насколько важны связи между близкими людьми. Если прервать их в детстве, то во взрослом возрасте восстановить их очень непросто.
Жанровая повседневность в аниме меня почти никогда не привлекала, но это кино настолько пропитано добром и любовью, что сумело задеть какие-то давно забытые струны души. Но большее влияние оно, конечно, окажет на маленьких зрителей возраста главного героя.
Уже в кино.