В 2019 году, когда, казалось бы, уличная одежда превыше всего, по-прежнему существует нишевая группа клиентов, предпочитающих кутюр, которые приезжают дважды в год в Париж на январские и июльские показы.
В отличие от готовой вещи, изготовленной на фабрике, ручная работа может стоить сотни тысяч долларов. Каждый предмет изготовлен в соответствии с точными измерениями клиента во время многократных встреч. И в этом случае он не ждет ничего, кроме абсолютного совершенства.
К слову, кутюр во Франции управляется в соответствии с Fédération de la Haute Couture et de la Mode: всего несколько брендов, таких как Chanel и Dior, являются постоянными членами синдикаты и должны следовать его строгим правилам. Тем не менее, также есть много дизайнеров, создающих кутюрные вещи, но участвующие вне расписания. И таких молодых талантов с каждым годом становится все больше.
Единственный в своем роде
Так кто же покупает современный кутюр и зачем он нужен? На самом деле, есть достаточно много людей, тратящих весьма серьезные суммы на моду. Например, актриса Рене Уиллетт искала идеальное платье для красной ковровой дорожки и отправилась в Dior, чтобы ей сшили единственное в своем роде платье, используя ткань из поместья Энди Уорхола.
Иман Аллана, владелица Ralph & Russo, участвующего в каждой парижской кутюрной Недели моды. По ее признаю, кутюр ее окружал с детства: первый наряд появился еще в 10 лет. «Ralph & Russo» – это новый бренд, который бросает вызов всем остальным за счет своей молодости и современности, но при этом имеет сущность традиционного кутюра».
Только французский
Адам Лея, 53-летний коллекционер из Варшавы, дважды в год ездит в Париж на Неделю кутюрной моды, чтобы посмотреть на текущие коллекции. Более того, он владеет более 5000 моделей от кутюр. «Я покупаю только французские кутюрные изделия, потому что для меня история моды началась во Франции», – объяснил он. Его самые ценные вещи в коллекции – это винтажные платья Elsa Schiaparelli, Christian Dior, Coco Chanel и очень редкое платье 1910 года House of Worth couture. И в отличие от тех немногих, кто покупает наряды напрямую у Модных домов, Лея ищет их в различных торговых точках, начиная от блошиных рынков и заканчивая ресейл-площадками.
Винтажный кутюр
Элизабет да Триндаде-Ашер, президент Macchu Pisco, также является поклонником винтажного кутюра. Эту любовь она переняла у своей перуанской бабушки и по факту стала свидетельницей самой настоящей кутюрной моды. Триндаде-Аше, как правило, покупает винтажные вещи и нанимает портного для того, чтобы переделать их на собственный вкус. «Одно из моих любимых произведений от кутюр – это платье Oscar de la Renta, которое я унаследовала от бабушки», – рассказала она. «Оно наделено особой сентиментальной ценностью».
Кутюр за пределами Парижа
Одна из таких клиенток является Венди Ю, филантропка, член комитета Met Gala и основательница собственной инвестиционной компании Yu Holdings. В мае 2018 года на Met Gala она надела платье Oscar de la Renta, а также заказала наряды от Christian Dior, Ralph & Russo и Giambattista Valli. «Мне нравится инвестировать в кутюр и иметь более тесные отношения с дизайнером», – говорит Ю. «Когда вы получаете эту вещь, то переживайте уникальный опыт, чувствуя себя частью истории бренда».
«Я покупаю наряды исключительно американских брендов, особенно тех, что базируются в Нью-Йорке», – пишет Жан Шафироф, 55-летняя нью-йоркская филантропка и член семи благотворительных советов. И каждый год она покупает от трех до четырех нарядов от кутюр для различных мероприятий. «Даже мои самые красивые платья стоят обычно меньше 10 000 долларов, хотя цена на них может достигать и несколько сотен тысяч. Я никогда не могла себе позволить потратить такую сумму денег. В этом случае моя главная задача – привлечь внимание и средства некоммерческих организаций, а наряд лишь часть этого процесса, поэтому и стараюсь не заходить слишком далеко». Также Шафироф считает, что покупка кутюра – это возможность дать себе и дизайнеру увидеть вас в новом свете.
Будущее моды
Некоторые клиенты действительно раздвигают границы кутюра как искусства. Джосс Саклер, основатель LBV, частного женского социального клуба в Нью-Йорке, к нему подходит творчески, иногда покупая наряды от Prabal Gurung и Altuzarra. «Я думаю, что мы находимся в переходной эпохе, и строгое использование термина Haute Couture смещается. Для меня кутюр – это искусство».
Также для многих клиентов кутюр является инвестицией. «Одна из главных задач Yu Holdings – это поддержка индустрии моды, создание стартовой площадки для брендов, чтобы те в свою очередь смогли реализовать свой международный потенциал», – сказала Ю. «В конце концов, кутюрные вещи стоят как собственные произведения искусства в том мире, где мода это всего лишь случайность».