Найти тему
Ритм Евразии

Нефтеэкспортные возможности Калининградского эксклава пора востребовать

Недавний ввод в действие СПГ-терминала в Калининграде – событие не только экономической, но и геополитической значимости. Впервые за всю экономическую историю Калининградского эксклава он избавлен от транзита большей части потребляемых энергоресурсов. Причем через страны, транзитно-тарифная политика которых, особенно Литвы, остаётся одним из рычагов политического давления на РФ.

В связи с означенным событием схожую схему возможно применить также в отношении поставок российских нефти и нефтепродуктов как в этот регион, так и на экспорт через калининградские терминалы. Причем такая схема могла бы претвориться на практике еще лет 50 назад. В конце 1960-х, напомним, в Госплане и союзном Совмине обсуждались варианты экспортных нефтепроводов – северных ответвлений системы «Дружба» – к советским балтийским портам. В том числе и для перекачки нефтепродуктов на экспорт.

В решении этих вопросов преобладали политические акценты. Дескать, нужно повысить экономический «статус» советской Прибалтики, что важно и для политической стабильности в этом регионе. А вот Калининградскую область рассматривали как сугубо военно-политический форпост СССР и потому предпочесть этот регион для развития советского нефтетранзита было, мол, нецелесообразно. Такую точку зрения отстаивало большинство в тогдашнем Политбюро ЦК КПСС, и её, естественно, поддерживало руководство прибалтийских республик.

Но премьер-министр А.Н. Косыгин и его единомышленники в высшем советском руководстве (К.Ф. Катушев, К.Т. Мазуров, В.И. Долгих, П.М. Машеров) выступали за принцип пропорциональности в этих вопросах. Предлагалось провести две нефтеэкспортных трубы к прибалтийским портам: одну – через северную Белоруссию к латвийскому Вентспилсу с южной веткой в соседний литовский Бутинге. А другую – через Северную Белоруссию и южную Литву – к порту в Калининградском эксклаве. Тем более что именно Калининградский регион географически ближе к балтийско-атлантическим проливам (Каттегат, Скагеррак, Эрессун) в сравнении с Вентспилсом и Бутинге, а это выгодно морским перевозчикам и особенно импортерам.

Эту позицию поддерживали известные советские ученые-экономисты (Н.Н. Некрасов, Т.С. Хачатуров). Но в те годы победила «политическая» точка зрения. В результате почти треть объема советского нефтеэкспорта уже к началу 1980-х осуществлялась по трубопроводно-портовым коридорам через означенные порты Латвии и Литвы.

Понятно, что известная геополитическая ситуация после 1990 года, всё активнее дополняемая антироссийской политикой Латвии и Литвы, вынудила РФ сокращать нефтетранзит в пользу российских северо-западных трубопроводов и портов в Финском заливе. К середине 2010-х свыше 70% объема ежегодного нефтяного транзита РФ через Латвию и Литву было переориентировано на упомянутые объекты российского Северо-Запада.

Но отсюда – максимальное расстояние до балтийско-атлантических проливов (между Данией, Норвегией и Швецией). И вдобавок все российские порты Финского залива ввиду природно-климатических факторов требуют ледокольной проводки с конца ноября до начала апреля включительно. В отличие от портов Калининградской области, Латвии и Литвы (а также западной и южной Эстонии). Но эти факторы изначально таят в себе неопределенность нефтегрузовой базы портово-трубопроводных коридоров в Ленинградской области.

С учетом означенных обстоятельств Калининград, во-первых, может в перспективе стать экспортером СПГ, так как этот порт в сравнении со всеми другими портами РФ максимально приближен к общеевропейскому газовому рынку. Где, кстати, растет спрос на сжиженный газ. А во-вторых, для диверсификации маршрутов российского нефтеэкспорта может оказаться целесообразной реанимация вышеупомянутого проекта конца 60-х – начала 70-х, то есть трубопровода от белорусско-литовского сектора «Дружба» в Калининградскую область. Точнее, от порта Бутинге в эту область: данный маршрут кратчайший (около 230 км) по расстоянию между Литвой и Калининградским эксклавом.

-2

Эта артерия на правах экстерриториальности, предусматривающей её оплату Литве российской стороной, что было бы экономически выгодно Вильнюсу, вряд ли возможна хотя бы ввиду известной политической зависимости Литвы от НАТО и ЕС. Но поставки через Литву к Калининградскому порту – это в любом случае новые транзитные доходы, едва ли лишние для неё. Вдобавок тот же транзит может оплачиваться дополнительными объемами сырья для единственного в Прибалтике, притом крупного Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода, расположенного как раз на трубопроводной трассе к северо-востоку от порта Бутинге и невдалеке от него. Сам же этот завод со времени ввода в действие (в 1980 г.) работает в основном на российском сырье. Очевидно, что его дополнительные объемы (при товарном варианте платы за транзит к Калининграду) сделают российскую нефть безальтернативной для Мажейкяйского НПЗ.

Что же касается «белорусского» фактора в возможном нефтепроводном варианте в Калининград, – поскольку сам трубопровод к Бутинге проходит через северную Белоруссию, – то ей в принципе тоже выгодна дополнительная транзитная выручка, возможная и в виде оплаты дополнительной российской нефтью транзита на Калининградский эксклав. Тем более это может быть привлекательным для Минска на фоне периодических споров с Москвой насчет беспошлинных поставок нефти, цен на нее, транзитных расценок.

 Немаловажно в этой связи и то, что белорусские нефтетранзитные трубопроводные тарифы на прибалтийском направлении по-прежнему ниже, чем к белорусско-польской и белорусско-украинской границам. Что, по крайней мере, географически благоприятствует дополнительной транзитной нефтеперекачке из РФ через Белоруссию в направлении Литвы и через неё – к Калининграду.

Словом, данный проект в современных условиях представляется выгодным всем трем сторонам, причем не только экономически. Применительно же к Калининградской области он впервые выведет её на европейский и общемировой нефтяной рынок. Что, в свою очередь, позволит усилить политико-экономические позиции России в Балтийском регионе. Повысив, прежде всего, её конкурентоспособность в трансбалтийской и в целом  общеевропейской торговле нефтью и нефтепродуктами.

Тем более всё это осуществимо с учетом вышеупомянутых экономико-географических преимуществ Калининградской области. Способных, помимо всего прочего, еще и компенсировать недозагрузку северо-западных российских нефтяных портов в Финском заливе в конце осени – начале весны из-за природно-климатических условий.