Найти в Дзене
Concepture Club

Борхес: Четыре истории, которые мы будем рассказывать вечно.

Хорхе Луис Борхес, кажется, превзошел сам себя в лаконичности и концентрации смысла в коротком эссе под названием «Четыре цикла». В нем он утверждает, что существует всего четыре истории, которые литература будет рассказывать вечно. Звучит это глубоко и метко, и в то же время удивляет своей безапелляционной замкнутостью. Возможна ли литература без шаблонов и типовых ситуаций? Будет ли она интересна и понятна? Литературоведы и писатели до сих пор спорят о том, сколько можно выделить базовых сюжетов. Concepture тоже не прошел мимо этой будоражащей мысль вещи, ответив эссе на эссе. Под луной ничего не ново Еще Вико говорил о цикличности, заложенной в основу развития человечества и культуры. Мы идем по спирали: меняются формации, условия, природа, правители, народы. Неизменным остается путь, который цивилизации, в лучших традициях буддийского перерождения, так или иначе вынуждены одолеть. Меняется антураж – остается сюжет. Шекспир мог взять любую эпоху и страну. Важна сама история: предста

Хорхе Луис Борхес, кажется, превзошел сам себя в лаконичности и концентрации смысла в коротком эссе под названием «Четыре цикла». В нем он утверждает, что существует всего четыре истории, которые литература будет рассказывать вечно. Звучит это глубоко и метко, и в то же время удивляет своей безапелляционной замкнутостью. Возможна ли литература без шаблонов и типовых ситуаций? Будет ли она интересна и понятна? Литературоведы и писатели до сих пор спорят о том, сколько можно выделить базовых сюжетов. Concepture тоже не прошел мимо этой будоражащей мысль вещи, ответив эссе на эссе.

Под луной ничего не ново

Еще Вико говорил о цикличности, заложенной в основу развития человечества и культуры. Мы идем по спирали: меняются формации, условия, природа, правители, народы. Неизменным остается путь, который цивилизации, в лучших традициях буддийского перерождения, так или иначе вынуждены одолеть. Меняется антураж – остается сюжет.

Шекспир мог взять любую эпоху и страну. Важна сама история: представители двух враждующих родов полюбили друг друга. Они понимают, что у их отношений нет будущего и умирают, взявшись за руки в знак вечной любви.

А представим так: пленная лифляндка и русский офицер. Там – кровь, крики, стоны – война; здесь – тихий покой бревенчатых стен. Но на чаше весов служба и честь: сокровище, добытое в бою, передается грозному повелителю – так описывают иногда превращение Марты Скавронской в Екатерину. Персонажи в данном примере, конечно, остаются живыми – смерть настигает лишь их союз.

Другая ситуация: загадочная Южная Америка. Даль, новизна, неизвестность. Испанские корабли, закованные в железо люди; ничего не подозревающие местные племена. Свирепый воитель полюбил прекрасную черноокую красотку. Аборигены относятся к нему со страхом, свои поднимают на смех. Куда приткнуться? Где найти убежище? Решение подскажет острый клинок...

Влюбленные из «1984» (пусть и не принадлежащие к противоборствующим кланам) побеждены внешней обстановкой: ни изменить, ни переделать – клетка с крысами служит самым убедительным аргументом: всё останется так, как есть. Комната 101 слепа к любому чувству, кроме повиновения.

...И на фоне этих историй – таких одинаковых, таких разных! – греческим хором звучат голоса эпох, стран, континентов. Сюжет выше пространственно-временного континуума: он создает свое измерение. Количество вечных сюжетов постоянно пытались найти: высказывались идеи о 7, 16 историях, которые лежат о основе всего. Польти писал о «36 драматических сюжетах». Борхес свел всю литературу к 4 столпам, колоннам, опорам. 4 цикла – вечно повторяющиеся, вечно живые. Они надевают маски, меняют платья, подбирая наряд согласно эпохе и вкусам создателя. Но суть остается – и она будет неизменна.

По утверждению Борхеса, эти четыре истории – основа всех существующих произведений: упрощая каждое из них до схемы, мы непременно отыщем один из этих сюжетов – и рассматриваемое произведение точно займет место в одной из четырех граф.

Полную версию текста читайте на сайте Concepture.club и на нашем канале в Телеграм

Автор текста Анастасия Семёнова