Слово "ленивый" на Руси - одно из самых ходовых. Когда оно относится к какой нибудь вещи или процессу, то обозначает упрощенную технологию, которая, тем не менее, дает вполне приемлемый результат. Например, "ленивые вареники" - кусочки теста с большим количеством творога, сваренные в кипятке как галушки. Или из сферы хендмейда - "ленивый жаккард" - двуцветное вязание, в котором попеременно вяжутся ряды то одного то другого цвета, а узоры получаются путем снятия или других манипуляций петель одного цвета в ряду другого цвета.
схема "ленивого жаккарда"
Официально пока такой техники "Ленивое боро" не существует, хотя если вам она придется по душе и вы будете ее использовать в своих работах, то у меня будет шанс войти в историю лоскутного шитья и "ленивое боро" на самом деле будет считаться новой техникой пэчворка.
Я пробую для себя новый вид лоскутной техники - японский пэчворк (новый, понятно, для меня а не для мира) - и в процессе ознакомления решила сшить сумочку по книге Петра Зырянова "Рюкзаки и сумки в стиле пэчворк". Как выглядит сумка из книги можно увидеть на фото внизу. Обратите внимание на клапан сумки - он сделан в виде аппликации из маленьких трапеций.
По технологии Петра сумка шьется поэтапно, и клапан - предпоследняя операция, перед тем как приделать ремешок. Так вот, сшив "тело" сумки, внутренний потайной карман и внешний накладной (а основные операции проделываются вручную, в этом "соль" японского пэчворка) и дойдя до наборного клапана, я, что называется "сломалась". Представила себе как я буду выкраивать все эти трапеции, вкладывать в них картонные вкладыши, отутюживать, сшивать между собой ... в общем, на эту работу должно было уйти не меньше двух недель, ведь я же не японка!
И тут я вспомнила о технике "пицца". которая заключается в том, что на основу раскрадываются лоскутки и остатки тканей, закрываются куском фатина или органзы и прострачиваются. Получается такой пестрый лоскутный "пирог" из которого мастер делает сумки, ланч-маты, отделку для верхней одежды и многое другое. А почему бы не "скрестить" японское боро (мы же шьем сумочку по японской методике) с западной "пиццей" . Получается "ленивое боро" - потому что лоскутки подобраны в стиле боро (клетка, фактурный хлопок, джинса) а соединены в технике "пицца" то есть не постепенно как в боро, а сразу. Что то вроде ленивых вареников, в которых и начинка и тесто соединены вместе, если продолжать кулинарную аналогию. Сказано - будем делать "ленивое боро".
1. В качестве подложки я обычно беру простую нетканую салфетку, из тех что продаются в Ашане пачками по три штуки. Практически тот же флизелин, но на порядок дешевле чем в магазине товаров для рукоделия. На салфетку кладем лоскут "паутинки" такого же размера что и салфетка -30х30 см. Начинаем выкладывать слои "пиццы", начиная с самых больших и самых темных лоскутков. Они создадут фон готового полотна.
2. Затем выкладываем лоскутки посветлее. Их я нарезала прямоугольными кусочками ножницами "зиг-заг" (см статью про ножи и ножницы для пэчворка,там про это рассказано подробнее), поскольку стиль боро предполагает прямые линии и вообще некую геометричность, сочетание порядка и хаоса.
3. Верхний слой лоскутов - кусочки классического красно-зеленого тартана (остатки от бывшей юбки)и несколько лоскутов вязаного трикотажа.
4. Теперь накрываем всю конструкцию фатином. Он с голубоватым оттенком (это был первый вариант во втором я взяла кремовый фатин) и практически не заметен на фоне лоскутов.
5. Закрепляем лоскуты на основе - проглаживаем всю конструкцию через бумагу для выпечки. Помните, мы выкладывали слои на паутинку? Под утюгом она плавится и слои начинают скрепляться между собой. Но нам предстоит еще закрепить их стежкой.
Это второй вариант моей заготовки "ленивое боро", детали те же но фатин не голубой а кремовый. После обработки утюгом закалываем "пирог" булавками достаточно густо, нужно чтобы фатин не ерзал под иглой швейной машины.
Булавки закалываем в разном направлении, в обязательном порядке фиксируем центр , края и борта "пирога".
6. Прострачиваем заготовку. Я начинаю с середины, чтобы ее сразу зафиксировать потом делаю строчки по диагонали от угла к углу и далее строчу простыми параллельными стежками - сперва вдоль, потом поперек заготовки. Строчку машины можно выбирать любую, мне иногда нравится ставить отделочную, так эффект получается интереснее.
Вот такое получилось "ленивое боро" с лицевой стороны. Уже интересно!
А это изнаночная часть; Она будет закрыта подкладкой.
7. Придаем дополнительный эффект и фактуру - проходим по заготовке горячим воздухом из строительного фена (опционально). Фатин местами плавится и создает интересные дискретные дырочки, через которые проглядывают лоскуты.
Наше "ленивое боро" готово. На все про все, от начала до конца ушло часа два времени.
Выкраиваю деталь клапана по выкройке из книжки Зырянова.
Готовый клапан сумки, Я поставила его на подкладку и окантовала тем же тартаном. Еще предстоит соединить клапан с "телом" сумки, пришить магнитный замочек и поставить ремешок. Но в целом сумка готова,
Если содержание статьи было для вас полезным - ставьте "лайк" (хотя я бы сама с удовольствием "лайкала" тем, кто меня читает) и делайте ссылку на нее в ваши соцсетях - она может оказаться полезной вашим друзьям.
Вам есть что рассказать о своем опыте в валянии или вы хотите задать вопрос - комментарии внизу статьи к вашим услугам.
И подписывайтесь на канал "Женские дела" чтобы получать свежие интересные и полезные материалы каждый день прямо в свою ленту.