Вы серьезно думаете, что все вот это ваше позитивное мышление и корпоративные прыжки в мешках за бокал слабоалкогольного коктейля помогут устранить любые проблемы на производстве? Тогда эта статья для вас. Оторванность от реальности, витание в райских кущах и щебет о коучинге и лидерстве больше вредит и способен погубить любую компанию.
Бывает так, что приходишь на предприятие, разговариваешь с эйчарами и с понимаешь, что они выросли на производстве. Знают все обо всех, хорошо представляют себе производство, разбираются в особенностях технологии. Даже начинаешь сомневаться с кем ты разговариваешь — с персональщиком или серьезным инженером и управленцем.
Иногда же возникает ощущение, что ты попал на детский утренник, где на входе раздают розовые очки и запускают витать в облаках. И не так давно я попал на переговоры с «девочками-цветочками» из HR подразделения одной крупной компании. «Ой, мы вас по-другому представляли!», «Как здорово познакомиться!» и прочий веселый щебет. В общем, обстановка расслабляла и вселяла позитив и хорошее настроение.
Перешли к обсуждению тренинга. Веселый щебет не прекращался: «У нас проблем-то нет», «Они у нас такие хорошие – их даже учить не надо. Им просто нужно как-то отвлечься от рутины. Она их совсем замучила», «На самом деле, у них все хорошо, но у нас задача поддерживать корпоративную культуру», «А знаете, мы им недавно устраивали встречу с одним знаменитым тренером и он сказал, что у нас работают самые лучшие люди». В общем, сформировать запрос не получалось.
— Можете устроить экскурсию на производство? – спросил я
— Конечно. Сейчас все покажем! – радостно откликнулась одна из позитивных девочек, получив кивок от своей начальницы.
Идем по цеху. Вокруг обычные трудяги. Никаких серьезных отличий от сотен таких же предприятий не вижу. Все как всегда. Подходим к мужчине лет пятидесяти. Меня знакомят – это начальник цеха. Прошу его провести экскурсию. Смотрит с недоверием. Все-таки, соглашается.
Задаю несколько вопросов. Отвечает. Начинает улыбаться. Спрашиваю про проблемы. Обсуждаем. Ничего особенно нового не узнаю. Обычные проблемы обычного предприятия. При прощании говорит: «Если вы преподавать у нас будете, пусть меня запишут. А то я отказался от тренингов – обычно «космонавты» приезжают. Учат как делать правильно, а сами ни производственной линии ни разу не видели, ни людей. Но начальство настаивает, так что замов отправляю, а сам не хожу». Обещаю напомнить про него эйчарам. Переходим в другой цех. Разговариваю с сотрудниками. Понимаю, что реальный запрос есть. И догадываюсь, что донести его до эйчаров будет ой как не просто.
Возвращаемся в эйчар. Рассказываю о том, какие наблюдения сделал. Получаю обратную связь: «Да что вы? Вы слишком серьезно на все смотрите. На самом деле все не так. Вы бы видели как они у нас в конкурсах на Дне завода участвовали. Даже производственный директор в мешке прыгал. Они у нас заводные!». У меня начинают появляться серьезные сомнения в адекватности эйчаров. Спрашиваю:
— Насколько часто вы общаетесь с сотрудниками?
— Постоянно! Мы же все мероприятия сами организовываем. И корпоративы, и обучение, и даже детские праздники.
— А как отслеживаете результативность обучения?
— Они заполняют анкеты после тренинга.
— А в работе?
— Ну, эффект тренингов в работе не отследишь! Вы же должны это знать!
Пытаюсь рассказать о том, что обучение обязательно должно сказываться на работе – управлении подчиненными, процессе согласования документов, ведении совещаний.
— Ну, в этом смысле, конечно, сказывается! У нас совещания вообще очень хорошо проходят!
Мне уже хочется схватиться за голову и убежать. Возникает стойкое ощущение, что эффект селективного внимания поселился в этом кабинете всерьез и надолго. Девчата смотрят только на то, что не портит им настроения. Они зачитываются книжками про лидерство и харизму, ходят на тренинги по эмоциональному интеллекту и коучингу: «Мы вот недавно в Москве на выставке были. Там про позитивное мышление так интересно рассказывали!». А на собственное предприятие им смотреть не хочется. Не хочется решать реальные проблемы. «Это не проблемы, а задачи!». Ибо мир должен быть идеальным. И отчеты для головного офиса выглядеть красиво.
Понимаю, что попытки рассказать о том, что у сотрудников есть реальные проблемы, которые стоит решить, бесполезно. Пытаюсь подойти с другой стороны. Рассказываю о том, как создать систему сохранения знаний на предприятии. Как разработать регламенты работы с персоналом. Слушают и скучают.
— Слишком вы серьезный. Вы и тренинги так же ведете?
Приходится признаться, что да. Тренинг – это не развлечение и не шоу. Это формат сверхбыстрого усвоения полезной информации. И помощь тем, кто хочет решить реальные проблемы. Но не цирк. И не детский праздник.
Недавно мне звонил тот самый начальник цеха. Разговаривали полчаса. Он у меня спрашивал совета по одному из своих сотрудников. Я расспрашивал о том, как поживает производство и уговорил его завести аккаунт на фейсбуке.
Эйчары так и не позвонили. И что-то мне подсказывает, что и не позвонят.