Найти тему
Мобильная Азия

Главные продуктовые принципы WeChat. Что нужно знать про последнее обновление мессенджера

Оглавление

В канун Нового Года, 22 декабря WeChat представил обновленную версию 7.0 на iOS, и позже на Android. Помимо изменений в интерфейсе и цветовой палитре в этой версии есть важные нововведения, о которых стоит рассказать подробнее:

1. Time Capsule - функция аналогичная «сторис» из Snapchat, Instagram и Facebook

2. Новостная лента статей, которая формируется на основании социального графа.

3. Новый стартовый экран для мини-программ

В течение последних восьми лет WeChat во многих аспектах был драйвером социальных инноваций:

  • WeChat первым придумал и популяризировали новый способ общения в мессенджере через  пересылку денежных конвертов Red Packets.
  • Компания представила новаторские мини-программы - бесплатные сервисы, интегрированные в приложение и не требующие загрузки;
  • Wechat стал основоположником концепции “супер-приложения”, позволяющую напрямую связывать пользователей сети с брендами и предприятиями.

Изменения в продукте уже стоит изучать не зависимо от того работаете ли вы в Китае или нет. Даже, несмотря на неудачную международную экспансию, WeChat показывает и задает направление развития социальных технологий.

Далее расскажу про каждую новую функцию подробнее

Time Capsule

Может показаться, что функция Time Capsule - аналог Stories и вообще слепое копирование успешных наработок западных коллег. Не все так просто!

Безусловно компании, работающие на одном рынке часто что-то подсматривают друг у друга. Тем более, Tencent, который владеет WeChat, является главным акционером Snapchat (17%). Но одинаковый с виду формат решает разные проблемы. У Wechat  были свои предпосылки к подключению новой функции.

С 2012 года В WeChat  существует своя новостная лента Moments - некий симбиоз ленты Twitter и Instagram, где пользователи могут делиться ссылками, фотографиями и видео с друзьями. Интересно, что в отличии от других социальных сетей, WeChat в меньшей степени эксплуатирует чувства социальной ответственности

К примеру, в мессенджере нет индикатора о прочитанных сообщениях и нельзя узнать, когда пользователь был в сети последний раз . В Moments отсутствуют привычные интерфейсные решения, которые активируют человеческие нейромедиаторы и когнитивные искажения для повышения его активности в приложении.

Особенности Wechat Moments:

1. WeChat активно использует концепцию социальных кругов. Компания позаимствовал идею у американского приложения для обмена фотографиями и сообщениями Path, которое появилось в 2010 году и закрылось в 2017. Некогда Google пытался выстроить что-то похожее, но потерпел неудачу. Схожий механизм есть и в Instagram и Snapchat, но это скорее дополнительная функция, нежели основная  концепция, как в Wechat. В настройках поста можно указать область видимости или исключить определенный круг. Дефолтная строгая внутренняя верификация WeChat позволяет создать более тесные и плотные социальные связи. Интеграция с реальным кругом общения куда сильнее, чем в других мессенджерах. Профили людей, которые не добавили тебя в друзья, недоступны для просмотра.

2. Лайк и комментарий находятся на втором уровне вложенности. Для того, что отреагировать нужно сделать два клика. Такая сложность создается не случайно. По словам бывшего продукт-менеджер WeChat Дэна Гувера, это сделано для того, чтобы усилить реакцию и уменьшить количество токсичных комментариев. Лайк в Moments - это элемент коммуникаций с твоими друзьями. После того, как ты лайкнул или прокомментировал пост,тебе будут приходить уведомления о реакциях других друзей на этот же пост.

3. Просматривая ленту, отображается реакции только твоих друзей. Иначе говоря, кроме автора, никто не может видеть точное количество лайков и комментариев.  Это позволяет избежать влияния «мнения толпы» и не отвлекаться на комментарии незнакомых людей. Фокус на контенте, а не на социальной валидации.

4. В Moments отсутствуют фильтры для фотографий. Дэн Гувер, утверждает, что фильтры делают фотографию ненастоящей и вообще не вписываются в формат продукта,  Также отсутствует экран с дефолтно включенной передней камерой, для публикации селфи. “Moments появляется в ленте людей, когда они испытывают важное событие в их жизни и хотят его увековечить.”

5. В Moments есть реклама, но это не главный источник прибыли.  Обычный житель Китая видит в своей ленте одну рекламу в день. Жители Шанхая и Пекина видят рекламу по 3 раза. Цель WeChat состоит в создании экосистемы, которая бы облегчала повседневную жизнь, а не получения прибыли с показов рекламы. Оценка ARPU WeChat ~ $7.

6. Ограниченный доступ к просмотру Моментс затрудняют шэринг постов. В Moments отсутствует понятие «репост». Это позволяет поддерживать чистоту платформы  здесь нельзя встретить постов а-ля: «Разыграем пиццу за репост». Лента не захламлена.

7. Посты Moments не индексируются поисковиками, ни самим мессенджером.

Основатель WeChat, Аллен Чжан, задумывал Moments, как публичный дневник. С момента релиза в 2012 году функция стала популярна,и пользователи мессенджера начали  проводить в WeChat от 30 до 70 минут в день. Ежедневно ленту проверяют 700 миллионов человек (суммарное количество пользователей в WeChat превышает 1 миллиард человек.)

Со временем WeChat столкнулся с проблемой - социальный круг и количество публикаций росло, а качество информации падало. чтобы прокрутить всю новостную ленту требуется не больше 30 минут.  Одной из ошибок на этапе создания Moments основатель считает объединение ленты и фото-альбома в одну функциональность.

Тогда WeChat протестировал функцию показа постов, созданных в последние 3 дня. Сейчас 100 миллионов пользователей используют эту функцию.

Аллен Чжан на ежегодной конференции сказал, что задача WeChat - сближать людей, в идеале они должны отложить телефоны и встретиться вживую. По его словам, оптимизация времени проведенного в сети - путь в никуда. Основатель WeChat утверждает, что дизайн продукта не должен сводиться к «процессам», которые могут непрерывно оптимизироваться аналитиками. Он считает, что в продукте должна быть некая незаурядная идея, которую не может решить задача оптимизации. Чжан, часто приводил в пример Google: как только пользователь находит нужную ссылку в поисковике, Google сразу перенаправляет пользователя на желаемый сайт.

Менеджеры WeChat любят говорить, что приложение должно быть во всех аспектах жизни пользователя.

Сейчас день типичного китайца выглядит так (очень грубое обобщение):

1. Проснуться, проверить сообщения в Wechat, пролистать  Moments

2. В метро/автобусе прочитать несколько статей, поиграть в игру из мини-программ

3. Перед работой зайти в магазин и заплатить там WeChat Pay

4. Прийти на работу, проверить сообщения в рабочем чате

5. Пойти на ланч с коллегами и разделить счёт или (заказать ланч через вичат)

6. После ланча - интернет-шоппинг в мини программах.

7. После шоппинга- пообщаться с друзьями в чате

8. Часов в 5, отвлечься от работы и полистать Moments

9. После работы, арендовать байк или заказать такси через вичат

пойти в супермаркет, запилить за продукты через WeChat Pay

10. Прийти домой, посмотреть телевизор или стрим, одновременно общаясь с друзьями

11. Перед сном - проверить Moments

Если какой-нибудь продукт начинает замещать WeChat на любом из перечисленных этапах - это потенциальный конкурент, который может вытеснить WeChat из жизни пользователя и на остальных этапах.

Аллен Чжан, считает, что WeChat должен помочь пользователям получить наиболее полезную информацию в кратчайшие сроки. Почему человек, создавший самую популярную в Китае социальную сеть, сосредоточен на эффективности, рассматривая свой продукт как инструмент, а не как социальную сеть? Но для Чжана основной сценарий использования WeChat заключается в упрощении коммуникации  между пользователями, что, в свою очередь, должно дать пользователям больше времени вдали от своих телефонов. Он оправдывает роль технологии здесь как повышение социальной эффективности: «Если бы в реальном мире не было Интернета, все бы общались, возможно, ходили на обеды, посещали вечеринки и встречались с друзьями. Но такого рода социальная эффективность в автономном режиме относительно низкая, потому что она должна охватывать все пространство и время ».

Конкуренция с Bytedance

Разработчики WeChat заявили, что альфа-версия Time Capsule была готова еще в апреле прошлого года. Какие причины задержали релиз функци на целый год - не понятно

Bytedance за неделю до релиза WeChat выпустил социальный продукт, конкурирующий с WeChat. В нем тоже есть формат Stories.

-2

Мессенджер представляет из себя смесь Snapchat и TikTok. Также компания зарегистрировала торговую марку Duoshan Wallet что показывает, что компания намеренно конкурировать с WeChat в поле платежных систем.

Напомню, что западные сервисы - Snapchat, Facebook, Instagram не работают в Китае. Stories впервые были реализованы в Weibo, но пока сложно говорить о их популярности. Для Китая это до сих пор новый формат, который скорее всего видоизмениться со временем.

Гипотеза о том, что Time Capsule - быстрая реакция на успех продуктов Bytedance верна лишь отчасти. Если убрать разговоры про «миллениалов», «поколения z» и прочую метафизику, то есть Можно перечислить несколько предпосылок для создания Time Capsule:

1.  WeChat нуждался в инструменте для более простого средства самовыражения. По мнению Аллена Чжана фотографии будут вытеснены видео,  так как видео несет в себе больше информации. Тем более Time Capsule, в отличии от Moments не обязательно должны быть красивыми, а должны быть настоящими. Возможно это станет предвестником стриминга;

2. Количество видео, которое загружают пользователи в Moments за последние 4 года увеличилось в 5 раз;

3. Это естественная реакция на вертикальное потребление контента;

4. Time Capsule позволит Moments сохранит статус дневника,  где люди будут больше делиться событиями и обсуждать новости.

Социальный ньюсфид

Последний пункт позволяет компании развивать свой собственный ньюсфид, о котором я говорил в начале.

-3

В WeChat можно создавать официальные аккаунты (аналог каналов в Телеграм) для блогеров и сообществ. Технически, статья представляет из себя WebView, который хоститься на серверах WeChat. 70% читателей каналов приходят с репостов друзей в Moments.

Ньюсфид уже несколько лет существует в WeChat, но теперь в новой версии повысили социальный фактор — в первую очередь показываются статьи, которые читают и лайкают друзья. Остальные важные новости переместились на вторую вкладку "Избранное". Это главное отличие от главного конкурента Toutiao, который делает алгоритмическую ленту.

В официальных WeChat-аккаунтах кнопка "лайк" изменилась на "wow". Теперь по клику на нее можно написать небольшой комментарий-рекомендацию, которая тут же улетит в персональную ленту.

Задача сети - предоставить инструмент для публикаций и  привлечь авторов с качественным контентом для чтения. Контент - фундамент. Сейчас эта проблема стоит острее, чем правильное распространение

Мини-программы

WeChat в 2017 году предоставил разработчикам возможность создавать свои сервисы, которые называются мини-программами.

И приложение стало чем-то похоже на операционную систему: его, можно использовать для самых разных действий: играть, бронировать гостиницы, делать покупки, читать новости, даже использовать Microsoft Office.Однако есть проблема. каждый пользователь должен самостоятельно искать и обнаруживать все эти сторонние сервисы.

Новое обновление, позволяет пользователям легче находить и использовать мини-программы, которые можно загрузить бесплатно. Пользовательский опыт напоминает домашний экран Android

-4

В новой версии много внимания уделяется мини-программам, которые по умолчанию скрыты в приложении обмена сообщениями. Чтобы просмотреть мини-программы, пользователям нужно провести пальцем вниз от верхней части окна «Чаты» приложения. Раньше такой жест открывал полу экранное меню со списком недавно использованных мини-программ с небольшим дополнительным функционалом.

-5

Встроенные приложения также стали доступны для прямого поиска из окна, а WeChat добавил панель поиска мини-программ. с момента появления этой функции в начале 2017 года К середине ноября 1,5 миллиона разработчиков создали более 1 миллиона мини-программ. Более 200 миллионов пользователей запускают  мини-программы каждый день.

История с мини-программами хорошо иллюстрирует цикличность инноваций. Поговаривают, что на заре выпуска первого iPhone Стив Джобс долго сопротивлялся идеи о том, чтобы сторонние приложения могли работать на iPhone. Он считал, что WebView - оптимальный формат, который позволит писать приложения на Web 2.0 и Ajax и не нужен никакой SDK.  Тем не менее коллеги смогли переубедить Джобса, иначе Apple навряд ли создал бы крупную закрытую экосистему и не стал бы флагманом мобильной революции.

Мобильные приложения убрали монополию веб-браузера  для пользователя. Приложения создавались по принципу «одна функциональность - одно приложение»

AppStore приносит компании $11 миллиардов в год, что говорит об успехе продукта. Но постепенно у пользователей стала возникать проблема избытка приложений. Эпоха приложений, которые решают одну единственную задачу подходит к закату. И Apple нужно предлагать новые решения для разработчиков.

WeChat первым увидел эту проблему. У китайского рынка была фора, так как большинство населения начинало свое знакомство с интернет-сервисами через мобильные устройства. Привычки еще должным образом не сформировались. Схожим путем сейчас развивается Grab и Go-Jek в ЮВА.

Apple решает эту проблему путем открытия SDK и API для разработчиков своих "супер-приложений" - iMessage, Health, Siri. Похожим путем идет Google и Facebook.

Основателя WeChat часто сравнивают со Стивом Джобсом за его продуктовую философию, критическое мышление и внимательность к дизайну. Оба стали авторами проектов, которые меняют современные социальные взаимодействия. Правда, в отличие от американского коллеги, презентации Аллен Чжан менее захватывающие.

-6

Если вас заинтересовала статья, и вы хотели бы узнать больше про WeChat - рекомендую самостоятельно посмотреть 4-ех часовое выступление основателя WeChat. С его идеями можно не соглашаться, но только время покажет, являются ли принципы Аллена правильными или нет. Тем не менее, их обсуждение и формирование мышления, помогают сформировать собственную философию продукта.

Если хотите узнать, как можно применять опыт азиатских стран в своих продуктах, заходите на канал «Мобильная Азия».