Среди достопримечательностей Вайоц Дзора (область в Армении) особое место занимает средневековый монастырский комплекс Цахац Кар, который находится в 6 км от деревни Ехегис и 2 км от крепости Смбатаберд . Название его переводится как «цветущий камень». Может, из-за того, что в XI и XIII веках монастырь получал в дар большие сады. Но фантазия уводит меня к армянским крестам-камням – хачкарам, которые поражают воображение своими рисунками и цветут веками. И даже покрываясь мхом, они цветут.
Добраться до комплекса можно только на УАЗе или пешком, но этот памятник стоит того, чтобы там побывать. Комплекс состоит из двух групп зданий. Одна из церквей Св. Богородицы, построенная в Х веке, находится у обрыва в ущелье. Неподалеку располагаются главные монастырские здания — церковь Св. Ованнеса и Св. Карапета.
На кладбище около церквей можно увидеть множество ранних и средневековых хачкаров с уникальной резьбой. Остатки хозяйственных построек, маслобойни свидетельствуют о том, что комплекс некогда представлял крупную феодальную организацию. Доктор исторических наук, автор трудов по истории Сюника Григор Григорян в своей книге «Очерки истории Сюника IX — XV вв.» пишет: «В период властвования Орбелянов былую славу крупного землевладельца восстановил и Цахацкарский монастырь, находившийся у могучей крепости Смбатаберд. Своими подношениями этой братии особенно отличилась княгиня Аспа (ум. в 1263 г.), по просьбе которой была составлена дарственная грамота о предоставлении упомянутому монастырю «большого поля в Артабуйне». Своими щедрыми подношениями не отставал и сын княгини Аспы—Тарсаич Орбелян. В 1317 г. некий Григорик пожертвовал священнослужителям Цахац Кара свои собственные сады, местонахождение которых в купчей не указано. В числе дарителей упоминается и имя верующего Алама.
Движимое и недвижимое имущество Цахац Кар продолжал получать и при митрополите Ованнесе Орбеле. В надписи Мартироса сообщается, что он завещал св. Ованнесу Цахацкарского монастыря свою ехегисскую землю, находящуюся в местечке Поратак. Здесь даритель предупреждает: после его смерти никто не имеет права отобрать этот земельный участок, поскольку ни у кого нет «никаких счетов» в отношении Поратака. Поток жертвоприношений в пользу Цахац Кара продолжался и во второй половине XIV века. В 1367 г. некий Лианос вместе с супругой Аруз хатун выделили цахацкарской братии определенное количество земельных угодий».
В средневековье крупные монастырские хозяйства Сюника, среди которых и Цахац Кар, стали владельцами обширных земель и доходных заведений, о чем свидетельствуют дошедшие до нас грамоты царей, купчие епископов и князей Армении.
Церковь Св. Ованнеса украшена традиционным армянских орнаментом с переплетением граната и виноградных лоз. Рядом с церковью — упавший со стены камень с изображением орла, держащего в когтях добычу.
На фасаде церкви Св. Карапета (XIв.) располагается изображение борющихся льва и быка. Изображение уникально своими размерами — оно занимает около двух метров в длину.
С восточной стороны Цахац Кара находится интереснейшее архитектурное произведение 1041 года постройки — двухэтажная усыпальница. Это одна из самых ранних среди известных построек такого рода. Она представляла собой единый комплекс, в который входил бескупольный храм, примыкающий к нему притвор - прямоугольное помещение, и часовня над ним. Западный фасад притвора, где расположен вход, украшен двумя хорошо сохранившимися трехметровыми хачкарами. Между хачкарами — большая ниша, которая сверху увенчана двумя висячими арками. На северном краю церкви сохранился круглый постамент, вероятно от надгробного памятника.
В целом ансамбль Цахац Кара, воздвигнутый высоко в горах, служил, вероятно, в трудные минуты форпостом столицы Сюникского княжества. Ее древние постройки видны уже с перешейка хребта, когда преодолена половина спуска от Цахац Кара. Если внимательно приглядеться, здесь, в горах, можно найти остатки водопровода, питавшегося родниками Цахац Кара. Но снабжал он водой отнюдь не сюникскую столицу, а крепость Смбатаберд, возведенную на том же хребте, восточнее Ехегиса.
Текст и фотографии — Елена Шуваева-Петросян