Чем старше мы становимся, тем лучше мы понимаем своих родителей, учителей и бабушек с дедушками.
Но некоторые методы их воспитания, замечу, что советского воспитания, мне все равно непонятны. До сих пор. Но результаты-то есть. Плохие или хорошие, но есть...
Как-то так случилось, что в детстве я больше времени проводила со своими дедушкой и бабушкой. Родители были молодыми, работали, потом родилась младшая сестра...
Так что, даже учась в школе, все каникулы, особенно летние, я проводила в деревне у бабушки с дедом.
Но история, которую я хочу рассказать, произошла со мной, когда мне было лет 5.
Так-то я себя помню примерно лет с 2-х. Запомнились, конечно, какие-то яркие моменты: большой попугай в детском саду, камень, который я затолкала себе в нос, мои молодые родители в тот момент, бегающие вокруг меня в панике, не зная, что делать...
Или книжка в виде девочки в пальто, это пальто расстегиваешь - там платье, а на нем стихи, перелистываешь страничку - там уже другое платье и другие стихи...
Помню, как бабушка сшила мне нарядное платье с пояском, и в первый же день я порвала его, так как напугалась гусей и стала от них перелезать через забор...Порвался подол. Но бабушка даже не ругала меня почему-то, а из пояса сделала на этот подол веселую заплатку...
Особое место в моей жизни занимал дедушка. Пока бабушка возилась на кухне ( а она каждый день что-нибудь пекла), дедушка открывал мне, совсем маленькой, целый мир: объяснял, откуда молния, почему дождь идет, сколько ножек у паука ( он был учителем биологии и химии)...
Но однажды случилось нечто...Дед много курил. Он прошел всю войну, отработал всю жизнь в школе и поэтому, как он объяснял мне, ему теперь можно и покурить.
Но курил он в то время не сигареты, а брал газетку, насыпал туда табак, скручивал, чего-то там слюнявил, щурился на это все, а потом начинал дымить.
Делал это он, конечно, на улице. Однажды, сидя на лавочке, на своей любимой лавочке, сделанной своими руками, в шляпе, закинув ногу на ногу, он из газетки и табака опять мастерил себе самокрутку или что-то наподобие этого.
Я в это время бегала рядом, рисовала палочкой на земле, наблюдая за дедом. Мне было 5 лет.
Странно, но мне почему-то нравилось, как пахнет дым этого доморощенного табака.
Дедушка закурил, а я тут как тут. Охота же понюхать этот дым.
Дедушка, увидев, как я стою рядом и пытаюсь вдохнуть этот дым, стал еще больше его выдыхать, да всякими колечками и фигурками. Тут я не выдержала и спросила:
- А что, дым вкусный?
Дедушка, прищурив глаза и часто заморгав ( он всегда так делал, когда хотел мне что-то сказать важное), кивнул:
- Конечно. А зачем я, по-твоему, сижу и газетку тут трачу, свеженькую, между прочим...
Тут я не выдержала и спросила, затаив дыхание:
- А можно мне попробовать? - я понимала, что детям нельзя курить, особенно девочкам, но почему-то как будто черт дернул меня за язык...
Дедушка посмотрел на меня, еще больше прищурил свои глаза, спрятав в своих морщинках какую-то свою педагогическую тайну, и ответил:
- Конечно, бери, - и протянул мне свою самокрутку, дымящую самым на тот момент вкусным дымом на свете.
Я взяла эту папироску и бегом ее в рот ...и стала изо всех сил дымить: вдыхать и выдыхать. Прошла от лавочки с дедом до ворот и обратно...Потом опять по этому же маршруту. Там было расстояние нескольких шагов взрослого человека, но мне, пятилетней, путь показался ну очень длинным.
Вкусный дым стал горьким, появился какой-то туман, захотелось кашлять, голова стала тяжелой...
"Фу, какая гадость", - подумала я про себя. Но я же не могла этого вслух сказать, ведь деду-то нравилось курить, еще возьмет обидится на меня... Поэтому я вслух сказала совсем другое:
- Все, дедушка, забери, больше не хочу. Я пошла домой.
Дед взял из рук самодельную папироску, причем, дымящую уже совсем не вкусным для меня дымом, посмотрел на меня, опять прищурившись, и спросил, кашлянув:
- Точно больше не хочешь? А то не стесняйся, кури. У меня самый лучший табачок! Все знают!
В эту секунду я подумала, что, может, он все-таки обиделся на меня, но все равно решительно покачала головой и побежала в дом.
Конечно, я не видела, как мой дедушка, ветеран войны и ветеран труда, бросил улыбаться ( поэтому и щурился), а наоборот, нахмурился и начал думать: правильно ли он поступил со своей любимой внучкой. Ведь то, что он сделал, просто непедагогично, это нарушение всех законов воспитания и нарушение всяких моральных границ...
Не знаю, если честно, до сих пор и сама,правильно он тогда поступил или нет...
Он позволил мне попробовать запретный плод - ведь все дети в этом возрасте знают, что курить - это плохо.
Курить, конечно, я так почему-то и не начинала ни разу, хотя подруги мои почти все были курящие ( 90-е годы, что поделать).
Запах сигаретного дыма не переношу совсем. Не знаю, почему.
Может, аромат дедушкиного табака отложился так глубоко в памяти, может, просто сама по себе не люблю этот сигаретный дух, не знаю.
Знаю одно: у наших дедушек и бабушек была своя методика воспитания, особенная, можно сказать, авторская...
Или, как модно сейчас говорить, эксклюзивная...
Но вообще, если честно, дед с бабушкой воспитывали меня по какой-то современной технологии воспитания: мне было все разрешено и позволено.
То есть меня не воспитывали совсем.
Но об этом - в следующих статьях.
Подписывайтесь и ставьте лайки :)
Дальше будет гораздо интереснее!!!