В этот день случилось довольно странное (и, насколько известно, единственное) покушение на многократного президента США Франклина Делано Рузвельта...
…Конечно, попыток и замыслов было больше (взять хоть Тегеран-43) – но только 15 февраля 1933-го в Рузвельта (или, по крайней мере, – вблизи него) действительно стреляли… Примечательно, что в тот момент Франклин Делано уже был избран на свой первый срок, но ещё не успел вступить в должность!.. Таким образом – можно сказать, находился на самом взлёте своей карьеры… Впрочем – по порядку.
…Инцидент произошёл в Майями – по пути с отдыха президент сделает остановку в местном парке и, не выходя из машины, произнесёт краткую речь. (Как мы помним, к тому времени Рузвельт был частично парализован уже более десятилетия). Сразу после этого некто Джузеппе Дзангара выстрелит по машине из револьвера 32-калибра (как говорят, недавно купленного в ломбарде за восемь долларов). Преступник находился в десятке метров – а, по некоторым сведениям, перед тем, как открыть огонь, ещё и зачем-то встал на стул…
…Пуля угодит в сопровождавшего Рузвельта мэра Чикаго, Антона Чермака, – после этого злодея схватят – но как-то неудачно, поскольку, отбиваясь, он умудрится выстрелить ещё четырежды!.. (Нет ясности насчёт результатов этой хаотичной пальбы – говорят как о нескольких легко раненных журналистах, так и об одном убитом).
Чермак успеет крикнуть: «Спрячьте президента!» (Такое впечатление, что полиция только этого и ждала, поскольку тут-то террориста скрутят окончательно). Мэра увезут. Как вспоминал Рузвельт: «Я держал его на руках всю дорогу до больницы…» Чермак, в свою очередь, успеет сказать: «Хорошо, что пуля выбрала меня вместо вас…» – и скончается тремя неделями спустя…
…За это время Дзангара успеют осудить на восемьдесят лет за покушение на убийство, причём он самоуверенно заявит: «Пожалуйста, судья, не скупитесь – я хочу быть приговоренным к ста годам!..» (О стрелке известно, на удивление, немногое – как будто, он год прослужил в итальянской армии; иммигрировал в США; за четыре года до происшествия получил гражданство – и, формально, числился «безработным каменщиком»). По словам полиции, при итальянце найдут газетную вырезку о произошедшем тремя десятилетиями раньше убийстве Мак-Кинли – а ещё террорист заявит, что «…будет убивать каждого президента».
…Одним словом: «Сумасшедший – что возьмёшь» – и примерно таким было официальное заключение… но тут умирает Чермак!.. В свете новых обстоятельств, убийцу снова тащат в суд – и теперь приговаривают к электрическому стулу...
…после чего поспешно казнят уже 20 марта. Дзангара заявит: «…я не боюсь казни, вы один из капиталистов с которыми я боролся, мне всё равно, что меня казнят». Его крайне разозлит отсутствие журналистов при исполнении приговора (что и впрямь было необычно). Тем не менее, кто-то зафиксирует последние слова смертника – сначала: «Слава Италии! Прощайте все бедные люди этого мира!» – а затем, уже палачу: «Жми на кнопку!»
P.S. …Ни одна из пуль не попала в Рузвельта – причём, похоже, стрелок в него и не целился – что дало почву для мнения: мишенью был именно мэр Чикаго, у которого имелись проблемы с пресловутой местной мафией. (Косвенное подтверждение этому находят в том, что Чермак действительно уехал из города ещё в декабре – и, похоже, не очень-то собирался возвращаться). Опять же – мафия итальянская, а высказывания Дзангара уж слишком шаблонны… хотя, с другой стороны – нам они известны только в пересказе полицейских чинов, да и казнят парня как-то скоропостижно… Потому, некоторые считают, что покушение было неким зна́ком для самого Рузвельта, который вскоре энергично и нетривиально начнёт выводить страну из Великой Депрессии… Впрочем, это – совсем другая история.