Летом 2016 года свой первый полет совершил опытный образец последней модификации вертолета Ми-28, под названием Ми-28НМ! Эта машина является модернизированной верисей "Ночного охотника" - вертолета Ми-28Н, о чем и свидетельствует индекс "М" в названии. Среди всех изменений, а их, по заявлению разработчика, большое количество, особенно выделяется отсутствие привычного носового обтекателя, ставшего одной из узнаваемых черт вертолета Ми-28Н.
Куда же подевался "нос" "охотника"?
Для начала поговорим о том, какую функцию выполнял этот элемент на предшественнике - вертолете Ми-28Н. За радиопрозрачным обтекателем темно-зеленого цвета располагается антенна системы наведения противотанковых управляемых ракет (ПТУР).
Функции наведения ракет ударный вертолет лишить ну никак не могли, а это значит, что носовой обтекатель либо просто видоизменен, либо его функцию теперь выполняет надвтулочная РЛС.
Т.к. машина эта новая и в серию еще не пошла, точных данных по ней никто дать пока не может, однако две эти версии мы все же рассмотрим.
1. Увеличение обзора
При создании модернизированной версии "охотника" были учтены отзывы экипажей, которым обзор из кабин показался не самым лучшим. С целью исправить положение фонарь кабины штурмана был изменен, что несколько увеличивало боковой обзор.
Для увеличения же переднего обзора, согласно этой версии, носовой обтекатель с антенной для наведения ПТУР был видоизменен в небольшой "наплыв", который не так сильно мешает экипажу глядеть вперед.
2. Надвтулочная РЛС
На Ми-28НМ, в отличие от Ми-28Н, планируется устанавливать надвтулочную РЛС Н025, которая позволит экипажу "видеть" больше и намнооого дальше! Внешне она представляет собой шарик над несущим винтом вертолета.
Согласно этой версии функцию наведения ПТУР теперь выполняет именно надвтулочная РЛС, однако я в этом сильно сомневаюсь и сейчас поясню почему. Несомненный плюс надвтулочной РЛС заключается в том, что она позволяет обнаруживать и сопровождать цели из-за укрытия, когда сам вертолет спрятан за элементами местности. Совершать пуск ракет из этого положения невозможно, т.к. огибанием элементов местности ПТУРы пока не наделены. Это, конечно же, не очевидное доказательство, ведь вертолет может навестись из-за укрытия, быстро набрать высоту, произвести пуск и вновь уйти вниз.
Тогда второе доказательство - экспортный вертолет Ми-28НЭ. Он также оборудован надвтулочной РЛС Н025, но его "нос" при этом находится на месте.