Пожалуй, самый яркий след на Родосе оставили рыцари-иоанниты, которые также известны как госпитальеры. Прибыли они на Родос в самом начале XIV века из Иерусалима, когда Святую Землю захватили турки. Рыцари правили островом двести с лишним лет, а в 1522 году после многомесячной осады родосской крепости вынуждены были сдать остров османам. Это были те самые рыцари, которые потом обосновались на Мальте, став Мальтийскими рыцарями.
Крепость была неприступной, турки так и не смогли ее разрушить, взяли рыцарей измором. Сулейман Великолепный был настолько восхищен подвигом и стойкостью защитников, что отпустил рыцарей, о чем впоследствии сильно жалел. Взять Мальту ему уже не удалось.
Крепость окружена тремя рядами стен. Толщина внутренней стены такова, что по ней запросто могут разъехаться два туристических автобуса.
Сейчас за небольшую плату можно погулять по крепостной стене, с нее открывается отличный вид на окрестности. В крепость можно попасть через несколько ворот, они все разные и по-своему прекрасны. Главные ворота – морские, парадные. У любого города, стоящего на берегу, самый красивый вид всегда с воды.
Остров Родос вошел в состав Греции только в 1948 году, а предыдущие 36 лет он принадлежал итальянцам, которые занимались восстановлением крепости, включая дворец Великого магистра и госпиталь – основные сооружения Ордена иоаннитов.
Неслучайно в одном из залов дворца сейчас выставлена копия скульптуры Лаокоона. Авторами мраморной скульптуры были древнегреческие ваятели родом с Родоса.
Дворец просто поражает. Мне довелось видеть много крепостей и городов тех времен, но это сооружение превосходит их все своей огромностью и величественностью. Одни ворота во дворец чего стоят! Во дворце высоченные потолки, огромные помещения и громадные широченные лестницы с высокими ступенями. Кажется, что строили это все и жили там гиганты. На острове Гозо, который входит в состав Республики Мальта, есть древнейшие на земле мегалитические храмы Джгантия, сооруженные из громадных камней. Их так назвали, потому что решили, что строить из таких глыб в те времена могли только гиганты. Так вот, помещения в тех храмах совсем небольшие, гигантам там было бы не развернуться. Скорее, этот дворец Великого магистра похож на жилище для великанов. Впрочем, известно, что и более современные люди страдали гигантоманией при возведении городов. Поэтому размеры таких зданий чаще соответствуют величине самомнения, а не человеческому росту. И тем не менее, все здравые рассуждения улетучиваются, когда видишь эти грандиозные строения. Неудивительно, что Муссолини так много внимания уделил восстановлению рыцарского наследия. Громады этих старинных зданий вполне соответствуют духу фашистской архитектуры.
Рядом с дворцом в рыцарские времена находился главный храм рыцарей-иоаннитов – церковь Святого Иоанна. Он был разрушен во время турецкого владычества. Итальянцы в XX веке воссоздали его копию, но в другом месте, на набережной.
Не менее важное и величественное сооружение – госпиталь. Именно лечение больных и раненых было основным занятием рыцарей ордена Иоаннитов. Больных здесь кормили из серебряной посуды. Каждая кровать была накрыта балдахином, около каждой кровати имелась ниша, в которой размещался туалет. Потом таким же образом рыцари устроят свой госпиталь на Мальте.
Сейчас в здании госпиталя находится археологический музей. Среди прочих скульптур есть статуя Асклепия, древнегреческого бога медицины и врачевания (в древнеримской мифологии он известен как Эскулап).
На территории госпиталя расположены тенистые сады с прудами и фонтанами.
Дворец Великого магистра соединяет с госпиталем средневековая улица Рыцарей (Иппотон). На этой улице расположены обержи – резиденции или штаб-квартиры рыцарей из разных стран. Рыцарский орден был своего рода международной организацией, которая состояла из представителей разных государств, так называемых языков или лангов. Рыцари, говорящие на одном языке, собирались в своей резиденции, чтобы обсудить какие-то дела. В этих резиденциях также были гостиницы для вновь прибывших.
В рыцарские времена процветала торговля, в порт привозили много зерна, которое тут же и мололи. На молу тогда было 13 мельниц, сейчас сохранилось только три.
На самом конце мола стоит форт Святого Николая, он первым встречал вражеские корабли.
Однако все эти неприступные укрепления и крепостные стены не спасли рыцарей-иоаннитов от турецких завоевателей. Они вынуждены были оставить остров, долго скитались и наконец обосновались на мальтийском архипелаге.
Рыцарский Родос производит сильнейшее впечатление. Посмотрев на все это величие, мы отправились по следам рыцарей на Мальту. Статью про рыцарское наследие на Мальте читайте здесь.