ЧТО ЭТО И КАК РАБОТАЕТ?
Как правило, творческая резиденция — это место в сельской местности (некоторые в настоящей глуши), где писатели, художники и журналисты собираются и работают над своими проектами на протяжении определенного периода. Какие-то находятся в старых усадьбах и загородных домах, какие-то даже в замках. Главная их задача — дать творящим условия для плодотворной работы и поддержать их. Резиденции бывают на базе университетов, музеев и фондов, а также организованные энтузиастами на собственные деньги. Чтобы попасть в такое место, чаще всего нужно пройти конкурсный отбор. Это обусловлено тем, что все-таки организаторы ищут людей близких по духу, а также потому, что проживание и питание в таких резиденциях часто бесплатно или за пожертвование. Также часто ищут людей, которые работают над определенной темой или в определенном стиле. Такой подход позволяет собрать по-настоящему горящих своим делом людей, что во многом и создает ту магическую атмосферу, о которой часто говорят те, кто там побывал.
КАК ИХ ИСКАТЬ?
Например, с помощью сервиса Transartists. Там можно выбрать регион, страну и интересующую сферу деятельности. А дальше уже выбирать по условиям.
На Т&P тоже часто есть объявления о наборах в резиденции. Но там их сложнее найти среди грантов и других мероприятий. И именно литературных не так много.
Искать можно и через поисковые системы, если хочется найти, например, резиденцию в конкретной стране. Тогда нужно формулировать запрос как можно точнее. И если речь идет о зарубежье, то лучше сразу писать на английском.
The Hurst (Великобритания)
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Если автору сложно сконцентрироваться на работе в привычных условиях, если ему необходим «побег», смена «картинки» и свежие идеи, то поездка в резиденцию может быть очень полезна. Конечно, предварительно придется пройти некоторые совсем прозаичные бюрократические процедуры, зато впереди вдохновение, новые знакомства и рабочая обстановка.
Camac (Франция)
КОМУ ЭТО НЕ ПОДХОДИТ?
Нужно быть готовым, что резиденция — это закрытое место, поэтому если вам нужно для поддержания хорошего расположения духа и вдохновения все время менять локацию, то такой формат может оказаться тяжелым. К тому же какое-то время придется соседствовать с одними и теми же людьми, для кого-то это может быть некомфортно. И если совсем вдаваться в детали, то когда выбираешь резиденцию не в России, есть вероятность возникновения языкового барьера.
Дом Дяди Гиляя (Вологда)
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ
Чаще всего нужно:
- резюме: краткое описание творческой карьеры, над какими проектами была проведена работа, какие в работе и пр.
- портфолио
- мотивационное письмо: организаторам важно знать, почему автор хочет приехать именно к ним, какие у него ценности, чего он хочет достигнуть за время пребывания. Писать его можно в свободной форме.
- заполненная форма заявки: у каждой резиденции она своя, надо смотреть официальный сайт.
Всеми этими документами автор показывает свой потенциал и настрой на продуктивную работу. Поэтому к их подготовке лучше подходить ответственно, потому что во многих резиденциях есть конкурсный отбор, так что нужно показать себя во всей красе.
ОТЗЫВЫ АВТОРОВ
Анна Матвеева:
«Мой первый опыт работы в писательской резиденции едва не стал последним – в самом начале «смены» я заблудилась в непроходимом лесу и вынужденно штурмовала горную реку. Но это была единственная неприятность, приключившаяся со мной за все четыре недели в Hawthornden Castle. И ещё не покинув своей кельи в шотландском замке 15 века, я сочиняла заявки на участие в новых программах для писателей со всего света. Коттедж Керуака? Вилла Маргерит Юрсенар? Шато Лавиньи? Дайте все, и если можно – с полным пансионом».
По ее словам, резиденции — это отличное место, где можно именно работать, не отвлекаясь на быт, бюрократические мелочи, которые сопровождают писателя постоянно.
Полный отзыв можно почитать здесь.
Арслан Хасавов (автор Bookscriptor):
«Что касается ситуации с отбором, то искал и нашел сам, когда серфил в интернете. Выяснилось, что подобных резиденций множество, с разными условиями отбора, своими дедлайнами и т.д., но чтобы в них участвовать, нужно действительно посвятить себя этому делу. Возможно бумажной волокиты окажется даже больше, чем тех произведений, которые будут там созданы (а это, напомню, вроде как цель пребывания в таких местах). Что касается эффекта, то за тот месяц, что я находился в Вентспилсе, я написал немало - закончил роман "Лучшая половина", который вышел в одном из номеров литературного журнала "Нева". Уезжал с чувством глубокого удовлетворения и радости, так как в другой ситуации эта работа заняла бы гораздо больше времени. Летом, к слову, планирую снова побывать в этой же резиденции - посмотрим, какой эффект это будет иметь на этот раз».
Полный отзыв можно почитать здесь.
Гала Узрютова (автор Bookscriptor):
«У меня был опыт пребывания в двух писательских резиденциях, в обе попала по конкурсу. В Латвии я в течение месяца работала в Доме писателя и переводчика в Вентспилсе над написанием пьесы и фотопроектом. Здесь, в большом доме недалеко от моря, одновременно живут авторы из нескольких стран. А в Словении я занималась проектом, посвященным звукам и стихотворениям, месяц находясь в резиденции в столице страны по программе «Любляна – город литературы UNESCO». Тут резиденция расположена в креативном центре Švicarija на холме в красивом парке Тиволи.
Работа в резиденции позволяет не только полностью погрузиться в новый текст, проект, но также дает возможность познакомиться с другой культурой и местными мифами, пообщаться с авторами из разных стран, участвовать в литературных фестивалях, посещать издательства. В итоге, появляются совместные проекты и идеи. Как человеку пишущему, мне важно менять угол зрения, и резиденции как раз в этом помогают. В новом месте ты даже физически ощущаешь себя по-другому, а текст – очень физическая вещь, и место написания на него влияет. Например, в Словении было любопытно находиться среди гор, потому что я живу в равнинной местности и такой ландшафт мне непривычен, ведь у меня другой ландшафтный менталитет. Это потрясающий опыт, который привносит что-то новое в твои тексты».
Резинденции, на которые можно обратить внимание:
- ARTIST-IN-RESIDENCE (Будапешт) https://www.aqb.hu/f — отправить заявку можно когда угодно, стоимость участия 850 евро в месяц. Необходимо предоставить резюме, портфолио, описание проекта, над которым планируется работа в резиденции, и мотивационое письмо.
- Project Ø (Норвегия) http://www.arcticculturelab.no/project-o/ — приглашают на арктический остров исследовать философский аспект острова как объекта и человека по отношению к нему. Отправить свою заявку в форме письма нужно до 15 июня 2019.
- Art Commune (Армения) http://acsl.am/residency/ — Творцов всех мастей приглашают работать над своими проектами в Ереван. Необходимо написать мотивационное письмо, резюме с краткой биографией, заполненную форму и портфолио. Присылать заявку нужно за месяц до желаемой даты приезда.
- Гуслица (Россия) http://art-guslitsa.ru/resident — Арт-пространство расположено в Московской области и приглашает резидентов и волонтеров. Оставить заявку можно через форму на сайте.
Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!