Найти тему
Skazka_Travel

Водлозеро - заброшенный край Карелии.

В Карельскую глубинку вела разбитая грунтовка, скорость едва превышала 15-20 км/ч. Зачем строить дороги, когда издавна в этих местах передвигались по воде на лодках? По берегам озера раскинуто 40 деревень, сейчас почти все они заброшены. Прыгаем на снегоходы и в путь, пока лед не растаял.

Путь в Водлозеро символично начался с Кенозера. Напрямик находятся они не так далеко – 80 км по тайге, 170 по дорогам. В день отъезда пришла зима со снегом, но разливающиеся болота говорили, что недолго осталось до тепла.

Стиральная доска Архангельского грейдера подкинула очередную поломку, но в этот раз сломался не рычаг, а амортизатор оторвало. Суровые Костромские дороги, да плюс Вологодские с Архангельскими сломают что угодно, даже Лэнд Крузер. Подвязали амортизатор и поехали потихоньку. Ищем мастерскую в Пудоже. Город маленький, на ремонт выстроилась даже очередь.

Подождали ремонт и вместе выдвинулись до развилки на Водлозеро. В экспедиции «Заповедный пояс» было 5 машин. Почему именно столько? Когда будет много машин и людей – будет бессмысленный балаган. А так получается разумный вариант: часть людей занимается фотовыставкой, пресс-конференций, другая в это время на территории снимает.

-2

Вот и сейчас мы разделяемся. 2 машины едут в Петрозаводск, там находиться дирекция национального парка, 3 машины отправляются на территорию. Встретимся только через 2 дня. Как только свернули с федеральной трассы, началась типичная сельская реальность. Разбитая грунтовка, местами сильно, небольшие броды.

-3

Ползли еле-еле. 63 км грунтовки прошли за 4 часа. Средняя скорость 15 км/ч, на велосипеде быстрее! Навстречу попалась только пару машин, места глуховаты, сплошной лес да болота, постоянно следы от диких животных. Видя очередное болотце у дороги думали, как весело может быть придется ехать назад, если сейчас все тает и вода поднимается.

-4

На легковушках тут не ездят, минимум на внедорожнике. А если захочется еще съехать куда-нибудь к озеру, то без блокировок не обойтись. В нацпарке нас встретил тоже УАЗик, в этих местах машина популярная. После долгой дороги, какой кайф, завалиться спать в деревянном доме.

-5

С утра пораньше приехал сотрудник национального парка на снегоходе, плюс мы тоже сгрузили свою Тайгу 800. Предстоит увидеть само Водлозеро со множеством островов. А он очень немаленькое - площадь воды 358 км. По пути делаем остановку остыть, один снегоход греется, не зря его зовут Варяг, условия на севере для него жаркие.

-6

Почему то считают, что кататься на снегоходе романтично. На самом деле романтика быстро испарится, т.к. обдувает ветром, будь здоров. Если еще едешь в санях, то будет не только мороз на скорости, но и снежная пыль во все щели. Игорь видео оператор @ chernyshevigor поехал в санях, ему были самые суровые условия. Я на заднем, но тут тоже особого кайфа нет. Но это все же лучше, чем лыжи. Далеко ли на них уйдешь? Больше боялись за коптеры, т.к. за это время замерзнут и откажутся летать.

-7

Сверху озеро лучше всего видно, сплошные белые поля и горизонт где-то там далеко. На Водлозере 196 островов общей площадью 34 км квадратных. Приехал на необитаемый остров и живешь денек, потом на другой остров. Кто путешествовал на лодке, знает какой кайф. Так мы передвигались по Ладожских шхерам, которые тоже стали в том году парком. И это очень хорошо, т.к. из за неадекватных туристов выгорали целые острова, а некоторые превратились в свалки. Национальный парке же позволяет сохранить природу для будущих поколений, для этого их и создают. В Водлозере порядка 100 тур-стоянок для туристов.

-8

На островах издревле жили люди, первые упоминания в грамотах датируются 1137 годом. Тут уж задашься вопросом: какие города есть старше? На берегах и островах было 40 деревень.

-9

В советские годы озеро использовали, как хранилище для лесосплава. В те годы даже можно было добраться по островам на рейсовом катере. Потом деревни укрупнили, мелкие бросили как неперспективные. Сейчас они зарастают. Во многих были церкви и часовни. Многие уже утрачены, время, и советское прошлое не щадит. Сейчас постепенно силами парка и неравнодушных к этому людей появилось 10 воссозданных.

-10

На 13 кордонах постоянно живут люди, зимой и летом. На одном острове был музей рыбацкого прошлого, с сетями, острогой и поплавками из бересты. Лодки раньше не делали а шили. До этого было непонятно как, теперь ясно, просто взгляните на фото. Это сложный мужской труд, такую лодочку сейчас можно продать по цене Лэндкрузера.

-11

А вот чудо супер длиннофокусный объектив мы продать не могли. Только что он пригодился по прямому назначению – подстрелили орлана-белохвоста. Фото ищите в группе экспедиции ВК и инстаграме @zap_poyas, пользуясь случаем, я тоже кое кого поймал позже, фото в инсте @di_artphoto.

На улице были старинные весы, когда-то купцы отвешивали колониальные товары на развес. Мы решили от них не отставать, взвесили Canon 200-400х1.4. Почем нынче техника для народа? Оказалось, что по 200тыщ за кило, а тут 5кг. Да уж, увлечение фотографией нынче очень дорогое удовольствие.

-12

Дальше нас ждал самый дальний остров, где сейчас живут только два монаха. Про жизнь на островах и как обустроить огород с пастбищем, среди озера, читайте в следующей части. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Самые свежие фото и то, что не попало в блог смотрите в Instagram @di_artphoto и ищите skazkatravel в Telegram.