В Карельскую глубинку вела разбитая грунтовка, скорость едва превышала 15-20 км/ч. Зачем строить дороги, когда издавна в этих местах передвигались по воде на лодках? По берегам озера раскинуто 40 деревень, сейчас почти все они заброшены. Прыгаем на снегоходы и в путь, пока лед не растаял.
Путь в Водлозеро символично начался с Кенозера. Напрямик находятся они не так далеко – 80 км по тайге, 170 по дорогам. В день отъезда пришла зима со снегом, но разливающиеся болота говорили, что недолго осталось до тепла.
Стиральная доска Архангельского грейдера подкинула очередную поломку, но в этот раз сломался не рычаг, а амортизатор оторвало. Суровые Костромские дороги, да плюс Вологодские с Архангельскими сломают что угодно, даже Лэнд Крузер. Подвязали амортизатор и поехали потихоньку. Ищем мастерскую в Пудоже. Город маленький, на ремонт выстроилась даже очередь.
Подождали ремонт и вместе выдвинулись до развилки на Водлозеро. В экспедиции «Заповедный пояс» было 5 машин. Почему именно столько? Когда будет много машин и людей – будет бессмысленный балаган. А так получается разумный вариант: часть людей занимается фотовыставкой, пресс-конференций, другая в это время на территории снимает.
Вот и сейчас мы разделяемся. 2 машины едут в Петрозаводск, там находиться дирекция национального парка, 3 машины отправляются на территорию. Встретимся только через 2 дня. Как только свернули с федеральной трассы, началась типичная сельская реальность. Разбитая грунтовка, местами сильно, небольшие броды.
Ползли еле-еле. 63 км грунтовки прошли за 4 часа. Средняя скорость 15 км/ч, на велосипеде быстрее! Навстречу попалась только пару машин, места глуховаты, сплошной лес да болота, постоянно следы от диких животных. Видя очередное болотце у дороги думали, как весело может быть придется ехать назад, если сейчас все тает и вода поднимается.
На легковушках тут не ездят, минимум на внедорожнике. А если захочется еще съехать куда-нибудь к озеру, то без блокировок не обойтись. В нацпарке нас встретил тоже УАЗик, в этих местах машина популярная. После долгой дороги, какой кайф, завалиться спать в деревянном доме.
С утра пораньше приехал сотрудник национального парка на снегоходе, плюс мы тоже сгрузили свою Тайгу 800. Предстоит увидеть само Водлозеро со множеством островов. А он очень немаленькое - площадь воды 358 км. По пути делаем остановку остыть, один снегоход греется, не зря его зовут Варяг, условия на севере для него жаркие.
Почему то считают, что кататься на снегоходе романтично. На самом деле романтика быстро испарится, т.к. обдувает ветром, будь здоров. Если еще едешь в санях, то будет не только мороз на скорости, но и снежная пыль во все щели. Игорь видео оператор @ chernyshevigor поехал в санях, ему были самые суровые условия. Я на заднем, но тут тоже особого кайфа нет. Но это все же лучше, чем лыжи. Далеко ли на них уйдешь? Больше боялись за коптеры, т.к. за это время замерзнут и откажутся летать.
Сверху озеро лучше всего видно, сплошные белые поля и горизонт где-то там далеко. На Водлозере 196 островов общей площадью 34 км квадратных. Приехал на необитаемый остров и живешь денек, потом на другой остров. Кто путешествовал на лодке, знает какой кайф. Так мы передвигались по Ладожских шхерам, которые тоже стали в том году парком. И это очень хорошо, т.к. из за неадекватных туристов выгорали целые острова, а некоторые превратились в свалки. Национальный парке же позволяет сохранить природу для будущих поколений, для этого их и создают. В Водлозере порядка 100 тур-стоянок для туристов.
На островах издревле жили люди, первые упоминания в грамотах датируются 1137 годом. Тут уж задашься вопросом: какие города есть старше? На берегах и островах было 40 деревень.
В советские годы озеро использовали, как хранилище для лесосплава. В те годы даже можно было добраться по островам на рейсовом катере. Потом деревни укрупнили, мелкие бросили как неперспективные. Сейчас они зарастают. Во многих были церкви и часовни. Многие уже утрачены, время, и советское прошлое не щадит. Сейчас постепенно силами парка и неравнодушных к этому людей появилось 10 воссозданных.
На 13 кордонах постоянно живут люди, зимой и летом. На одном острове был музей рыбацкого прошлого, с сетями, острогой и поплавками из бересты. Лодки раньше не делали а шили. До этого было непонятно как, теперь ясно, просто взгляните на фото. Это сложный мужской труд, такую лодочку сейчас можно продать по цене Лэндкрузера.
А вот чудо супер длиннофокусный объектив мы продать не могли. Только что он пригодился по прямому назначению – подстрелили орлана-белохвоста. Фото ищите в группе экспедиции ВК и инстаграме @zap_poyas, пользуясь случаем, я тоже кое кого поймал позже, фото в инсте @di_artphoto.
На улице были старинные весы, когда-то купцы отвешивали колониальные товары на развес. Мы решили от них не отставать, взвесили Canon 200-400х1.4. Почем нынче техника для народа? Оказалось, что по 200тыщ за кило, а тут 5кг. Да уж, увлечение фотографией нынче очень дорогое удовольствие.
Дальше нас ждал самый дальний остров, где сейчас живут только два монаха. Про жизнь на островах и как обустроить огород с пастбищем, среди озера, читайте в следующей части. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Самые свежие фото и то, что не попало в блог смотрите в Instagram @di_artphoto и ищите skazkatravel в Telegram.