Франция вела переговоры с Данией и Норвегией в 1801 году и если бы их можно было убедить присоединиться к войне, то казалось, что Россия также может присоединиться к ним. Вероятность того, что Дания самостоятельно может напасть на британский материк, не могла рассматриваться, что-то должно было произойти.
Шаг вперед сделал адмирал Паркер, которого послали для выполнения какой-то очень "британской дипломатии канонерок", т.е. прибегнуть к некоторым военным манёврам кораблей и форсировать события. Это должна была быть демонстрация силы, а не "стреляющая война". Когда прибыл королевский флот, датский флот пришвартовался против орудийных батарей и морской обороны города, поэтому лобовая атака была бы невозможна.
Тем не менее, подчиненным Паркера был адмирал Нельсон, который был просто верным сочетанием блестящего, смелого и безумного морского офицера. Он атаковал более слабый южный фланг обороны Дании, что привело к жестокой артиллерийской дуэли между сушей и морем.
Паркеру не хватало смелости Нельсона, и, увидев разрушительный эффект пушечного огня с близкого расстояния, сигнализировал об отступлении. Нельсон ответил с сигналом, который подтвердил, что приказ понят, но ничего не сделал. Вместо этого он поднес свою подзорную трубу к своему слепому глазу и сказал своему капитану фрегата Томасу Фоли: "Вы знаете, Фоли, у меня только один глаз. Иногда я имею право быть слепым".
При этом он продолжал настойчиво атаковать. В самый разгар битвы Нельсон, как выяснилось, тщательно готовил письмо с условиями сдачи Копенгагена - среди рева пушек, криков людей и звука ломающегося дерева. Это заставило по крайней мере одного из его офицеров прийти к выводу, что Нельсон сошел с ума, но Нельсон спокойно объяснил, что если бы у него было достаточно времени и условий для подготовки приличного письма, это заставило бы датчан думать, что они не причиняли ему вреда. Это была замечательная логика и пример невероятной холодной головы под огнем противника.
Уловка сработала, и Копенгаген сдался. Примечательно, что ни один корабль королевского флота не был потоплен. Однако около 1000–1200 британских моряков были убиты или ранены. Датчане пострадали на 50 процентов больше и потеряли три корабля, включая их флагман "Даннеброг" , когда он взорвался.
После этого короткого, но кровавого столкновения две страны договорились о перемирии. После этого Паркер отправил флот в Швецию, пытаясь убедить её выйти из лиги вооруженного нейтралитета, созданной на Балтике, но шведы отклонили его предложение.
В результате колебаний Паркера в Копенгагене и последующего довольно слабого показа в Швеции, он был освобожден от обязанностей. А вот Нельсон был повышен до вице-адмирала.
Спасибо за то, что дочитали до конца эту статью. Возможно она вам понравилась. Оцените её лайком. Автору очень интересны ваши комментарии. Подпишитесь на канал и будете получать каждый день новые исторические факты.
О начале Наполеоновских войн, как неперспективный офицер стал великим полководцем можете почитать по ссылке.