Беспоповцы, затравленные родным государством, изгнанные на окраины России в семнадцатом веке, должны были понять и осознать, для себя, как жить в новом, страшном мире. В мире, где церковь утратила Божью благодать и теперь нужно как-то с этим жить.
Разные толки, поповцы, беспоповцы, сектанты, расходясь в некоторых деталях, соглашались “в главном”. В осмыслении Никонианских реформ. Церковь, приняв греческие обряды, исказила старую, подлинную веру, исказила почитание Господа и утратила благодать. Утратить благодать церковь может только в конце истории, когда падут все святыни, а в мире воцарится Антихрист. Поэтому на дворе последние дни, преддверие ада.
Но пока живет древнее благочестие, люди “с Божией помощью, да с молитвой” могут сопротивляться власти Сатаны. И, если человек живет по заповедям, живет с любовью к Богу и к ближнему — он заслужит спасение души и попадет в рай.
Такой взгляд на мир, на жизнь в последние времена, определял все поступки староверов, и в в быту, и во взаимоотношениях с другими людьми, староверами и нет.
В середине девятнадцатого века, когда ревнители древнего благочестия, поповцы и беспоповцы, освоились в царстве Антихриста и преуспели — ими в который раз заинтересовалась власть. В губернии империи, в конце сороковых и в пятидесятых годах, отправились чиновники по особым поручениям МВД. Чиновников должны были узнать точную численность старообрядцев, их представления о жизни, их представления о власти.
Чиновники возложенную на них задачу выполнили, а их отчеты — замечательный источник о жизни старообрядцев.
*****
В Новгородской губернии, на родине беспоповцев федосеевского согласия, старообрядцы начинали утро с молитвы-обращения к Богу, “со Христом глазы перекрестив”. Каждый значимый поступок также сопровождала молитва: при отправлении в дорогу, перед работой и после, перед каждым приемом пищи и после. Перед сном также молились. Необходимости постоянных молитв беспоповцев учили с детства; родители указывали детям, что: “каждый день надо молиться за себя. Когда умрешь, там за себя уже молиться нельзя. Там будешь только молиться за своих живых людей”. Каждое воскресенье и по праздникам, кроме индивидуальных молитв, староверы молились всей общиной, в молельных домах, вместе с наставниками.
Еду, выращенную единоверцами, федосеевцы могли есть, помолившись единожды. А вот купленную у иноверцев, прихожан официальной синодальной церкви, надо было очищать-отмаливать.Оскверненную еду отмаливали поклонами и перебиранием лестовок (четок), один перебор одна молитва.
Больше всего поклонов нужно было для очищения от скверны сахара и соли , меньше — для соленой и свежей рыбы и мяса. Федосеевцы Крестецкого уезда Новгородской губернии, если купили еду у никониан, били до ста поклонов, перед еды.
Для еды также существовала специальная посуда, своя для разных групп старообрядцев. Посуду подбирали по частоте взаимодействия с иноверцами, степени “замирщения”. Староверы, редко покидающие общину и с иноверцами общающиеся только “по нужде” - работе и торговым делам - считались “рабными”, “большерабыми”, “христианами”. У каждого рабного в доме и в пути при себе были благословенные чашка и ложка. Рабные ели только из них, не пользуясь, вдали от общины, посудой синодальных православных. Чашку благословляли у наставников общин.
Только рабные могли молиться Богу вместе с наставником, чаще и и строже соблюдали посты, меньше взаимодействовали с иноверцами. Из-за требования редкого общения с иноверцами рабными становились, в основном, старшие поколения общинников.
Молодые беспоповцы, регулярно общающиеся, торгующие или трудящиеся на фабриках и железных дорогах никониан, получали другой “статус”: навожоных, сиетных или суетных. Сиетные, молодые поколения федосеевцев, по работе часто общались с беспоповцами, или вступали в “брак”. Как такового брака федосеевцы не признавали — если церковь утратила благодать, то как она может кого-то обвенчать? Поэтому федосеевцы жили вольными союзами, но для решения “юридических” проблем часто подкупали батюшек из местных приходов, чтобы те “обмахнули” и признали союз перед никонианской церковью и государством. Грех вынужденный — но грех, в глазах общины. Сиетные получали свою посуду, которую также надо было использовать “в миру”, у никониан. Молились сиетные отдельно от рабных. Если беспоповец брал в союз, в “жены”, супругу из синодальных христиан — его также определяли в сиетные.
Единоверцы-федосеевцы, совсем уж часто контактировавшие с внешним миром - торговцы, пролетарии, “отлучившиеся” большую часть года, не исповедовавшие больше года - получали статус “мирских” или “церковных”. Мирские молились отдельно и от рабных, и от сиетных, получали “свой” набор посуды.
Разделение по посуде в общинах блюли строго: в каждом доме держали по отдельному набору посуды для мирских, навожных и рабных. Посуду хранили в разных местах, мыли по отдельности. Кроме питания единоверцев, “заглянувших на огонек”, отдельные наборы позволяли федосеевцам перемещаться по статусам без проблем. Рабочий, полтора-два года отработавший на фабрике, без посещения общины, дома просто брал посуду для мирских, даже если уходил “в мир” рабным или сиетным.
Чтобы перейти обратно на более высокий статус достаточно было присутствовать в общине и отмолиться на Пасху. В Воскресение Христово все беспоповцы общины становились рабными и принимали благодать от наставника, если выполняли простые правила: омывали посуду с молитвой; ходили на поклоны, то есть исповедовались наставнику; молились сорок молитв на лестовке.
******
И небольшую отбивку сделаю. В следующей части — об отношении новгородских старообрядцев к ругательствам, песням, табаку и добрым делам.
При написании статьи я использовал:
Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы: эсхатологические основы мировосприятия и быт
******
Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.