Несколько дней назад представители ФСБ и ФНС изъяли документацию у предприятий, подконтрольных крупнейшим агрохолдингам. Проверки коснулись 13 субъектов РФ и свыше 20 участников рынка зернового экспорта, включая таких гигантов, как «Черкизово» и «Русагро», возможно, это может означать начало очередного передела отрасли.
Формально причиной такой масштабной в географическом плане проверки агропромышленных холдингов стало нарушение Хартии, регламентирующей оборот сельхозпродукции, рядом предприятий АПК. Данная декларация была принята для пресечения действия противоправных налоговых схем, в частности, дело касается необоснованного возмещения НДС при поставках зерна за рубеж.
Налоговики заявили о выявлении пяти самых крупных площадок, используемых недобросовестными поставщиками для «легализации НДС, который заявлялся под видом налоговых вычетов».
Ревизоры провели межведомственные проверки как раз в то время, когда государственный ВТБ поглотил Объединенную зерновую компанию и Новороссийский комбинат хлебопродуктов.
ОЗК в прежнем виде просуществовала более десяти лет и вышла из минсельхозовского ФГУП, занимавшегося регулированием рынка продовольствия. У компании были полномочия эксклюзивного госагента по зерновым интервенциям, которые должны были удерживать цены на зерно на высоком уровне. Через пару лет ценные бумаги ОЗК по указу еще президента Дмитрия Медведева в количестве 50% «минус» 1 акция отошли группе «Сумма», основанной братьями Магомедом и Зиявудином Магомедовыми. Гендиректором назначили Сергея Левина.
ОЗК позволил родственникам-бизнесменам занять лидирующие позиции на рынке зернового экспорта. Они создали вертикально интегрированный холдинг: перевозку обеспечивал подконтрольный им железнодорожный оператор «Трансгрейн», хранение и поставки — ОЗК, а перевалку проводили через НКХП.
Магомедовы скоро год как сидят в СИЗО в качестве фигурантов дела об ОПС и хищении денег из бюджета. Еще прошлой осенью долями «Суммы» в ОЗК и НКХП стал фактически владеть ВТБ, имевший в залоге существенную часть активов финансовой группы. К тому моменту у госбанка в распоряжении уже был Новороссийский зерновой терминал, и, поглотив НКХП, ВТБ, по сути, превращался в монополиста, но окончательно укрепиться в этом статусе ему не дает Минсельхоз в лице экс-главы Россельхозбанка Дмитрия Патрушева.
Возглавив федеральное министерство, Патрушев стал добиваться перемен в руководящем составе ОЗК, но это ему удалось лишь частично. В начале февраля 2019 года ВТБ вроде бы взял большинство в совете, заведя туда четверых своих представителей вместе с президентом Андреем Костиным, но гендиректором скоро тут станет зам Патрушева Дмитрий Сергеев, кроме того, в совете есть еще два человека от Минсельхоза и один от Росимущества.
Такое назначение уравновесит силы банка и министерства, однако борьба за план развития ОЗК и перевалку зерна через терминалы в Новороссийске продолжится.
В Минсельхозе помимо передела инфраструктуры, которая обеспечивает перевозку зерна и его экспорт, озаботились порядком на рынке производства и поставок агротоваров. К примеру, в конце 2018 года было решено создать новый союз производителей и экспортеров зерна взамен действующего Российского зернового союза, чтобы искусственно регулировать экспорт. Речь идет о распределении квот на перевалку, установке условий для очистки экспортного зерна от вредителей.
После этого государство взялось за практические меры, заставив агрохолдинги подписать Хартию, о которой упоминалось выше. Этот декларативный документ на самом деле лишь в рекомендательной форме предписывает экспортерам проводить закупку зерновых напрямую у производителей без возмещения НДС для упрощенного фискального контроля. Поэтому многие игроки рынка приобретая продукцию у трейдеров, продолжали заявлять НДС к зачету или возврату, что, тем не менее, дало органам контроля формальный повод усомниться в правомерности их деятельности и устроить проверки.
Ревизии должны выяснить, кто из участников рынка использовал механизм минимизации налоговой нагрузки и получил, таким образом, конкурентное преимущество, перед другими игроками, сообщили в ФНС.
Стоит отметить, что выручка от экспорта зерна является не меньшей, если не большей, по сумме, чем доход от нефти и газа. По прогнозам, в этом году экспорт зерна должен принести стране $10 млрд, еще $7 млрд должна принести масложировая продукция, которая произведена на его основе.
Андрей Берёзкин
Источник: «Новый взгляд»
Чтобы всегда быть в курсе самых последних новостей, подписывайтесь на наш канал Дзена и ставьте палец вверх!