Найти тему
РЕКА ВРЕМЕНИ

Что у летчиков-штурмовиков означало "стрельба по сапогу", и зачем во время штурмовки надо было дергать "сидора"

Ил-2 – летающий танк Великой Отечественной

Сами летчики-штурмовики говорили, что у них руки по «локоть в крови». Летающий танк, самолет поля боя, непосредственно поддерживающий пехоту. Немецкие солдаты были хорошо знакомы с этим самолетом. Недаром немецкое командование тщательно следил за штурмовыми соединениями, а направление главного удара могли определить по месту сосредоточения крупных сил штурмовой авиации.

Прицел КС-42 или «стрельба по сапогу»

Уже с началом войны стало ясно, что прицел ПБП-1б не подходит для этого самолета. Выяснилось, что на высоте более двухсот пятидесяти метров при горизонтальном полете прицеливание было невозможно, так как, обзорности мешал капот двигателя, а на более низкой высоте все внимание летчика занимало управление самолетом. В общем, летчик просто не успевал прицеливаться.

Прицел ПБП-1б
Прицел ПБП-1б

Штурмовики сбрасывали бомбы по выдержке времени, иначе говоря, интуитивно, что было равносильно неприцельной бомбежке.

При этом выяснилось, что сам прицел серьезно ограничивает обзор, а при вынужденной посадке он представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни летчика.

В некоторых частях прицелы ПБП-1б просто снимали, а во время стрельбы из пушек и пулеметов, прицеливание осуществлялось по пристрелочным трассам. Конечно, это сказывалось на качестве прицеливания и поражения цели.

А в середине 1942 года на смену ПБП-1б пришел прицел ВВ-1. Дешевый и можно сказать, примитивный, он позволял добиваться приемлемых результатов штурмовки объекта. Разработал этот прицел инженер-конструктор Васильев, и расшифровывалась аббревиатура ВВ, как визир Васильева.

-3

На бронестекле были нанесены горизонтальные метки, на капоте двигателя находилась мушка прицела, и были нанесены белые дугообразные линии, позволявшие летчику определить момент сброса авиабомб.

Вот как штурмовики рассказывали о прицеливании и бомбежке. Подойдя к цели, они выбирали ориентир, и когда нос самолета закрывал цель, а ориентир попадал в створ дуг, происходил сброс бомб.

-4

Летчик-штурмовик, Василий Емельяненко вспоминает, что бомбили на глазок, как выражались, «по сапогу», и несуществующему прицелу даже придумали название «КС-42», что означало «кирзовый сапог».

Стрельба с помощью «прицела КС-42» являлась широко распространенным методом летчиков-штурмовиков. Летчик-штурмовик, Герой Советского Союза Тимофеева-Егорова вспоминает, что они тоже пользовались «прицелом КС-43» или « Л-43», таково было еще одно название прицеливания «на глазок». Л-43 означало «прицел лапоть, образца 43 года». У этих «прицелов» менялись только цифры, в зависимости от года войны: КС-42, КС-43, КС-44, КС-45.

Анна Александровна вспоминает, как в 1943 году они, во время поездки за новыми штурмовиками, в дороге изучали инструкцию по прицельному бомбометанию и стрельбе с Ил-2. Впоследствии все летчики, после проработки этой инструкции, сдали зачет.

-5

Она говорила, что во время захода на штурмовку летчик должен решить множество задач. Это и выбор правильного угла пикирования, и выбор цели, при этом нужно следить за высотомером, вести отсчет времени, чтобы вовремя сбросить бомбы, а так же держать строй, чтобы не стать легкой добычей истребителей, и все это происходит под мощным обстрелом с земли.

Многие летчики-штурмовики говорили, что со временем вырабатывалась «чуйка» и бомбы клали точно в цель без использования прицелов.

Дергать «сидора»

В воспоминаниях летчиков-штурмовиков можно услышать выражение «дергать сидора». Что такое «сидор», и зачем его надо было дергать во время штурмовой атаки?

Все очень просто, сидором звали рычаг аварийного сброса авиабомб. Аварийный сброс авиабомб (АСС) был предназначен для сброса бомбы, если вдруг нештатно срабатывал электромеханический бомбосбрасыватель, и бомба оставалась в бомбодержателе. Посадка с бомбой на свой аэродром сопряжена с большой опасностью, так как она могла отцепиться и взорваться.

Кабина Ил-2.  1. Рычаг аварийного сброса бомб. (Так называемый "сидор")                                     
        2. Электросбрасыватель (ЭСБР-3п)  бомб  3. Электросбрасыватель (ЭСБР-3п) РС.  Впоследствии,   с учетом боевого опыта стали устанавливать два электросбрасывателя
Кабина Ил-2. 1. Рычаг аварийного сброса бомб. (Так называемый "сидор") 2. Электросбрасыватель (ЭСБР-3п) бомб 3. Электросбрасыватель (ЭСБР-3п) РС. Впоследствии, с учетом боевого опыта стали устанавливать два электросбрасывателя

Так для чего же летчик дергал «сидор»? Первые Ил-2 комплектовались одним электросбрасывателем (ЭСБР-3п). С его помощью запускались и реактивные снаряды, и сбрасывались авиабомбы. Но сделать это одновременно не было возможности. Бомбосбрасыватель необходимо было включать на определенный вид оружия.

Очень часто на атакуемый объект штурмовики делали только по одному заходу, обрушив на него всю мощь своего огня, но сделать это с помощью ЭСБР-3п не было возможности, поэтому, реактивные снаряды выпускались с помощью электросбрасывателя, а бомбы сбрасывались с помощью аварийного бомбосбрасывателя. То есть, чтобы сбросить бомбы одновременно с запуском реактивных снарядов, летчик дергал рычаг аварийного сброса бомбы, называемый «сидором».

Итог

Штурмовик Ил-2 внес достойный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, недаром он считался лучшим штурмовиком той войны. По достоинству его оценили и немцы. Но, как всегда, появляются «эксперты», которые начинают утверждать, что и самолет был не очень, и эффективность его была невысока, и в цель-то он попадал плохо, и вообще, он больше пугал немцев, чем уничтожал их.

В качестве этих утверждений часто приводится именно «примитивный» прицел ВВ-1 и «стрельба по сапогу». Спорить с ними не хочется. Для меня лучшим доказательством эффективности этого самолета является мнение врага.

В своей книге «Сталинские соколы» немецкий генерал Вальтер Швабедиссен сделал анализ действий советской авиации в годы Второй Мировой войны. Книга написана на основе документов немецкой разведки, мнения пилотов Люфтваффе и военнослужащих Вермахта. Генерал не забывал в течение всей книги упоминать об индивидуальном превосходстве немецких летчиков над советскими, говорил о недостатках того или иного советского самолета или оборудования.

-7

Знал он, что на Ил-2 с 1942 года ставился прицел ВВ-1, но вот только он не записал это обстоятельство в число его недостатков. Наоборот, он утверждал, что уже в 1941 году немцы отметили Ил-2 как самолет, хорошо подходивший и тактически и технически для нанесения штурмовых ударов. Он не скрывал, что немцы боялись Ил-2, а эффективность действия советской штурмовой авиации в 1941 году оказалась выше ожидаемой.

====================================================

Из книги Швбедиссена "Сталинские соколы"
Из книги Швбедиссена "Сталинские соколы"

==========================================================

Нет, немцев не впечатлили штурмовые удары И-16, Р-10, И-15, И-153, применяемые в качестве штурмовиков на начальном этапе войны. Действенность советской штурмовой авиации стала возрастать с увеличением поступления в авиаполки самолетов Ил-2.

Конечно, были среди немцев и критики этого самолета. Они отмечали его невысокую скорость, низкую маневренность, а так же недостаточную грузоподъемность. Но Швабедиссен в заключении о действии советской авиации во Второй Мировой войне отметил, что этот самолет отвечал всем требованиям того времени.

Конечно, теоретически нынешние «эксперты», указывающие на недостатки Ил-2, возможно и правы, но это именно теоретически. Как известно, очень часто теория расходится с практикой и ситуация с легендарным штурмовиком тому подтверждение.

Как-то больше верится тем, кто на своей шкуре почувствовал мощь бомбоштурмовых ударов Ил-2, чем выводам различных нынешних экспертов, даже если эти выводы основаны на результатах различных отчетов с испытательных полигонов того времени.

При всех своих недостатках, Ил-2 был достойной машиной, а абсолютно идеального оружия не бывает.

-9

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц