История. Болгар (до 1926 г. - Спасск, в 1926-1935гг. - Спасск-Татарский, в 1935-1991гг. - Куйбышев) - один из старых городов Татарстана (с 1781 г.), в настоящее время город районного подчинения, центр Спасского района РТ. Расположен в юго-западной части республики на левом берегу р. Волга. В связи с заполнением Куйбышевского водохранилища перенесен в район с. Булгар. Самый маленький по численности населения город РТ. Территория - 8,0 кв. км, население - 8369 человек. Состав населения: татары (12,9%), русские (83,4%), чуваши (2,1%). Вблизи города находятся развалины г. Великий Булгар, столицы Волжской Булгарии. Сохранились архитектурные памятники XIII-XIV вв. Действует историко-архитектурный музей-заповедник. Первыми городами на территории Татарстана были Булгар на Волге, Биляр и Сувар. Они возникли в 10 веке. Появление городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием там Ислама. Ислам был принят булгарами в 922 году. Тогда, по просьбе правителя булгар Алмаса, из Багдада пришло посольство халифа, главной миссией которого являлось распространение исламской религии в этом северном мусульманском государстве. Волжская Булгария входит в довольно широкий контакт с мусульманским миром, о ней появляется географическая и историческая литература арабо-персидского Средневековья. До наших дней дошли некоторые весьма ценные сочинения или отрывки из трудов восточных географов, среди них особый интерес представляют сочинения двух людей, лично посетивших Волжскую Булгарию и видевших булгар своими глазами. Это знаменитое «Рисаля» («Записка») Ибн-Фадлана, секретаря упомянутого выше посольства из Багдада, и две книги испано-арабского путешественника Ал-Гарнати, побывавшего у булгар в середине XII века. Работа арабского естествоведа и историка XI в. ал-Марвази, в которую включены интересные сведения о Волжской Булгарии и булгарах, об их городах, образе жизни, обрядах и обычаях, внешних связях с целым рядом стран и народов Евразии. Много ценного и поучительного по истории Волжской Булгарии содержат русские летописи, в которых можно черпать интересный материал по вопросам хронологии и хода исторических событий, связей Волжской Булгарии с древнерусским государством. К сожалению, не сохранились исторические источники, созданные самими булгарами, но этот вакуум в значительной степени восполняется результатами археологических исследований, интенсивно проводимых в течение уже целого ряда десятилетий. Совокупность накопленных к настоящему времени всех письменных и археологических источников дает право иметь хорошее представление почти по всем сторонам жизни булгарского общества и его внешних связей. Основу хозяйства Волжской Булгарии составляло земледелие при подсобном скотоводстве, были развиты строительное дело и ремесла – металлообработка, изготовление ювелирных изделий, гончарное производство, костяной промысел и т.д. Особое внимание уделялось строительству городов, военных крепостей и фортификационных сооружений на пограничных зонах, военных и торговых путях. География экономических, торговых связей Волжской Булгарии была достаточно обширной, а ее столица со своим Ага-Базаром на Волге являлась заметным центром транзитной торговли между восточными и западными странами и народами. В булгарских городах можно было встретить и европейского воина-наемника, искавшего заработка и счастья на чужбине, и предприимчивого торговца из Индии или Самарканда, надеявшегося на баснословные доходы. Здесь же находилась и торговая армянская слобода. Внешнеполитические связи Волжской Булгарии наиболее ярко выражены во взаимоотношениях с Русью, вначале с Киевской, а затем с Северо – Восточной. Если отношения с первой из них были, в основном, добрососедские, то с другой — довольно натянутые, когда участились походы русских князей (Андрея Боголюбского) на булгар, хотя стороны временами приходили и к мирным соглашениям. Однако с монгольским завоеванием Восточной Европы, начавшимся в 1236 году, картина политической жизни сильно меняется. В том же году была порабощена Волжская Булгария, а в 1238-1240-х годах - Русь, подчинившаяся Золотой Орде, образованной в 1243 году. Булгария непосредственно вошла в состав Орды в качестве ее северного улуса, прекратив свое существование как самостоятельное государство. Начинается совершенно новая жизнь города Булгара. Залечив свои раны, полученные в результате завоеваний армии Бату - хана (Батыя), он отстраивается почти заново, становится первым центром чеканки монет монгольских ханов, когда у Золотой Орды еще не было собственных городов. Сохранились сведения о том, что первые золотоордынские ханы Бату и Берке правили и в Булгаре. В средневековой арабо-персидской исторической и географической литературе Булгар фигурирует как один из известнейших городов Улуса Джучи — Золотой Орды. Город Булгар в конце XIII века – первой половины XIV вв. переживает период расцвета. К этому времени относиться его территориальный рост, развитие разнообразных ремесел, сооружение монументальных зданий. В жизни города Булгара и на бывшей булгарской земле происходят коренные изменения: появляется совершенно новый для булгар обычай установления намогильных камней с надписями — подобного обычая не было в домонгольской Булгарии. Появляется совершенно новый — золото-ордынский тип изразцовой художественной керамики с подглазурными тонкими узорами; крупнейшим достижением золотоордынской, в том числе и булгарской монументальной архитектуры, является применение полихромной мозаики и майолики. Появляется целый ряд других нововведений в материальной культуре города Булгара. В период могущества Золотой Орды и расцвета золотоордынской культуры в XIV веке, особенно к концу этого столетия, становится другим этнический облик города и всей бывшей булгарской земли. Булгар внес значительный вклад в исламизацию Золотой Орды как бывший мусульманский центр Поволжья. Булгар наряду с некоторыми другими домомгольскими земледельческими районами и очагами городской культуры играл определенную роль в развитии земледельческого уклада жизни и городской цивилизации Улуса Джучи. В 1361 году золотоордынский хан Булак – Тимур идет карательным походом на Булгарию. Столица была взята, погромлена и сожжена. Гибель ряда общественных, каменных зданий. Последний удар по городу Булгару был сделан в 1431 году Федором Пестрым, воеводой великого русского князя Василия II, после чего город сошел с исторической арены. Наследницей и преемницей Великих Булгар стала Казань, которая из небольшой пограничной булгарской крепости превратилась в новый центр края. В XVI веке Булгарские земли вошли в состав Руси. В XVIII веке в целях христианизации края, на городище был основан монастырь. В 1732 году была выстроена Успенская церковь, сохранившееся по сей день. В 1722 году городище посетил император Петр I. Он распорядился о мерах сохранения каменных построек древнего города, сборе и переводе эпитафий надмогильных плит с булгарскими и армянскими надписями и велел охранять руины как исторический памятник. Тогда к северной стене Соборной мечети примыкал Большой минарет, изображение которого сохранилось на старых рисунках, и чертежах. Ценное описание памятника сделал П.С. Паллас в 1769 г.: «Знатнейшая из оных башен или мизгирь сделана из отесанных камней несколько выше 12 сажен. На оную входят по крутой лестнице с 72 ступенями, из коих каждая в парижский Фут вышиной. Сию лестницу починили и башню покрыли деревянной крышей». Большой минарет представлял собой 2 4-х метровый столб, состоящий из верхнего малого и нижнего большого цилиндров. Нижний цилиндр через восьмигранный ярус переходит в квадратное основание размером 5х5м. Внутри вела винтовая лестница, которая освещалась 6-ю небольшими окнами. На средней высоте его была арабская надпись-изречение из Корана. По указу Петра I Большой минарет был отремонтирован, однако до наших дней не сохранился (упал в 1841г.). Незадолго до падения его наблюдал английский ученый Э. Турнерелли. В XIX-XX веках исследованы Соборная мечеть, мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый минарет, Черная палата. Все, что осталось от того золотоордынского Булгара к сегодняшнему дню (от домонгольской эпохи, помимо нижнего культурного слоя, местами, к сожалению, не осталось каких-либо наземных сооружений), насчитывает всего восемь исторических памятников. Прошедшие консервацию и отреставрированные развалины Соборной мечети, овеянная легендами Черная палата (ханское судилище), «потерявший» свою мечеть одинокий минарет, три дюрьбе - мавзолея, нижняя часть Белой палаты, бывшей когда-то общественной баней, едва уцелевшие основания Малого городка на отшибе, с въездными воротами – все что осталось от былого величия одного из центров городской культуры Улуса Джучи. К этой же эпохе относятся несколько десятков каменных стел с надписями и их обломки, семиверстные земляные валы – жалкие остатки некогда мощных оборонительных укреплений с воротами и боевыми башнями, окружавших Великий Булгар.