Найти в Дзене
Ретроспектива PRO

Уникальная операция нелегала Шарля Люсьето

Первая Мировая война явила миру множество изощрённых орудий убийств, которыми люди с упоением убивали себе подобных в огромных количествах. Подводные лодки отправляли на дно корабли с сотнями матросов и пассажиров, пулемёты одну за другой выкашивали цепи атакующей пехоты, снаряды крупнокалиберных орудий взметали вверх тонны земли вперемешку с военным имуществом, остатками укреплений и человеческими телами. С вездесущих аэропланов всё точнее и точнее падали бомбы всё больших и больших калибров, наводя ужас и неся смерть всему живому. Но то, что произошло 22 апреля 1915 года, навсегда разделило принципы ведения войн на «до» и «после».

Кадры Первой мировой войны
Кадры Первой мировой войны

В этот день германские войска в Бельгии в сражении на реке Ипр впервые в истории человечества провели газовую атаку с применением хлора, газа летального действия.

Газовая атака на Ипре
Газовая атака на Ипре

Выпущенный из металлических резервуаров, тайно доставленных на фронт из Германии, газ ветром потянуло на расположение французских, канадских и английских войск. Будучи тяжелее воздуха, жёлто-зеленоватый ядовитый туман заполнял все ложбинки, овраги и окопы, беспрепятственно проникая в блиндажи и другие укрытия. Застигнутые врасплох французы дрогнули и побежали, оставив на своих позициях сотни и сотни умирающих в страшных муках солдат. Две дивизии из Франции, отступив, оголили фронт, но канадцы и англичане, которых накрыло облако удушливого газа лишь краем, сумели остановить наступающих немцев.

Газовая атака
Газовая атака

Первый урок применения нового страшного оружия массового поражения был преподан. Немедленно была усилена разведывательная работа, направленная на добычу образцов немецких отравляющих веществ и средств их доставки для подготовки мер по противодействию новому оружию и защите от него солдат на поле боя. На острие этой работы волею судеб оказался француз Шарль Люсьето, секретный агент и кадровый разведчик генерального штаба французской армии.

Шарль Люсьето не оставил после себя ни одной фотографии
Шарль Люсьето не оставил после себя ни одной фотографии

С началом Первой Мировой войны Шарль был призван на службу в контрразведку, однако природный ум, деловая хватка, оперативное чутьё и выдержка выгодно отличали его от коллег по контрразведывательной работе, и ему было предложено переключиться на деятельность противоположной направленности – стать разведчиком-нелегалом. Не последнюю роль сыграли его великолепное владение немецким языком и «типично немецкая» внешность. Вскоре новоиспечённый «немец» объявился в городе Эссене Рейнской области, где стал довольно-таки успешно собирать и передавать во Францию служебную документацию по производству орудий и боеприпасов на эссенском предприятии Круппа.

Завод Круппа в Эссене
Завод Круппа в Эссене

По собственной инициативе Шарль Люсьето проявил интерес и к предприятию по производству соды в Мангейме и к анилиновой фабрике в Бадене, заведя там полезные знакомства и став в городке «своим» человеком. После первых немецких химических атак это направление его разведывательной деятельности неожиданно стало весьма актуальным.

Для того, что бы обеспечить полноценную защиту своих солдат от химического оружия, необходимо было точно знать состав применяемых противником отравляющих веществ.

Большое внимание уделялось и разработке средств доставки отравляющих веществ к противнику. Не секрет, что на первых порах немцы несли боевые потери от своих же газовых атак: ядовитые газы выпускались возле своих же позиций, а неправильное прогнозирование изменения направления ветра приводило к тому, что ядовитое облако накрывало собственные войска, убивая сотни немцев. Разработка и выпуск надёжных противогазов становились первоочередной задачей, вопросом жизни и смерти. Шарль Люсьето по своим каналам добывал и переправлял во Францию характеристики используемых немцами отравляющих веществ, что значительно ускорило создание достаточно надёжных для того времени противогазов.

Солдаты разных армий в противогазах
Солдаты разных армий в противогазах

Наблюдая за передвижением железнодорожных цистерн с химикатами из уже знакомого ему Мангейма, Люсьето выяснил, что конечным пунктом их следования являются всё те же заводы Круппа. В районах нахождения крупповских предприятий немецкая контрразведка работала очень активно и успешно, любой неосторожный вопрос мог вызвать подозрение, неминуемый арест и скорую смерть шпиона по законам военного времени. Шарль выбрал правильную тактику: под видом контуженного фронтовика-отпускника он стал завсегдатаем пивной, куда частенько хаживали крупповские мастеровые. Не задавая лишних вопросов и при случае патриотично ругая врагов Германии, он вскоре стал своим среди посетителей заведения, тем более щедрый фронтовик частенько угощал пивом своих новых знакомых. Прислушиваясь к разговорам собутыльников, он начал понимать, что на заводе производят что-то сверхсекретное, но ни словом, ни видом не проявил к этому интереса, терпеливо ожидая более словоохотливого информатора.

Таким «болтуном-находкой-для-врага» оказался полицейский из охраны завода, стареющий брюзгливый субъект, из тех, которому всё время надо было изливать кому-нибудь душу. Не каждый мог вынести монотонное брюзжание вечно чем-то недовольного старикана. Не каждый, но только не Шарль! Он ежедневно сочувственно внимал нудным рассказам о семье охранника, о положении на фронтах, о непорядочных товарищах по работе, об отвратительной погоде и плохом финансовом положении… Понимающе кивая головой, он ненавязчиво менял опустевшую кружку рассказчика на полную, и не перебивая слушал… слушал… слушал…

И вот однажды словоохотливый полицейский вскользь упомянул об изготавливаемых на заводе снарядах к орудиям, начинкой которых вместо тринитротолуола было газообразное отравляющее вещество. Быстро смекнув, что это и есть цель его миссии, разведчик деланно изумился и разыграл из себя человека, якобы оскорблённого в лучших чувствах враньём собеседника. Впервые перебив охранника, он в нелицеприятных выражениях попросил его не обманывать себя, контуженного фронтовика, ведь он не какой-нибудь штатский, а старый вояка, повидавший много на войне и которого так просто не проведёшь! Оскорблённый в лучших чувствах, полицейский горячо стал рассказывать всё, что ему известно о секретном оружии, но Люсьето только недоверчиво качал головой, тем не менее не забывая подставлять спорщику новую кружку пива... В итоге они заключили пари на 2 тысячи дойчмарок: полицейский азартно пообещал, что достоверно сможет доказать свою правоту.

Горя желанием заполучить деньги недоверчивого фронтовика, полицейский провёл его… на испытательный полигон, где они из потайного укрытия смогли увидеть испытания нового оружия. Это сейчас трудно представить, но тогда всё было именно так: французский разведчик тайно присутствовал на секретном полигоне при испытаниях секретного оружия! Причём в качестве высокого гостя на полигоне присутствовал сам кайзер Германии Вильгельм!

Кайзер Германии Вильгельм II
Кайзер Германии Вильгельм II

Испытания прошли успешно. После отстрела газовыми снарядами из двух орудий разных калибров по стаду овец все они были отравлены газом. Но вот газовое облако уплыло прочь от полигона, комиссия во главе с кайзером и военные вместе с пушками удалились прочь... Изобразив полное раскаяние и восторг от увиденного, Шарль тут же, на месте, расплатился с охранником за проигранное пари. Он долго благодарно тряс ему руку и «в порыве патриотических чувств» славил Германию, попутно обмолвившись, что неплохо было бы унести с собой в качестве сувенира осколок одного из снарядов, который будет хранить всю жизнь как свидетельство величия немецкого оружейного гения!

Полицейский лично сходил к месту испытаний и принёс замотанный в мешковину довольно-таки увесистый осколок снаряда и самодовольно вручил его проигравшему оппоненту. Благо, химические снаряды не разлетелись осколками на многие сотни метров, как при обычном взрыве, а, по сути, просто развалились на куски на месте падения, выпустив смертоносный газ.

Виды газовых боеприпасов
Виды газовых боеприпасов

Через некоторое время они уже сидели в пивной и Шарль опять внимательно слушал откровения старого ловеласа про его похождения в давней молодости…

Всего через каких-то три дня Шарль Люсьето по известному только ему «коридору» пересёк линию фронта и вместе со своим «сувениром» прибыл в Париж. В химической лаборатории была экстренно проведена экспертиза осколка, которая установила состав отравляющего вещества: это был удушающий газ, состоящий из смеси фосгена и хлороформиата трихлорметила. Полученные данные были немедленно переданы в Генеральный штаб Франции. На предприятиях, производящих противогазы, были внесены соответствующие изменения в конструкцию фильтрующих элементов, а в войска были направлены соответствующие инструкции и рекомендации по ведению боевых действий в условиях применения противником газовых снарядов. Аналогичное оружие было тут же поставлено на поток в Англии и Франции, а немного позже и в России, что стало сдерживающим фактором его применения в последующих войнах и конфликтах.

Блестяще проведённая Шарлем Люсьето разведывательная операция оказалась единственной столь высоко значимой в его карьере нелегала и вошла во все учебники по подготовке нелегалов. После Первой Мировой войны он с головой ушёл в литературу, написав несколько книг, посвящённых деятельности разведок разных стран.

Но это уже другая история…

-9